Отчет о конференции прислала Иванова О.В.
Фотографии сделала Петрова И.А.
1 ноября 2012 года прошла ежегодная научно-практическая конференция в СПб АППО под названием
«Современные направления работы в коррекции тяжелых нарушений речи»,
которая собрала большое количество специалистов. Перед логопедами города
Санкт-Петербурга выступил с приветственным
словом участникам конференции: Алексеев
Сергей Владимирович - проректор по научной работе СПб АППО, д.п.н., профессор.
С докладами
выступили:
- Шалимов
Валерий Федорович, профессор, зав. каф. клинической психологии детей и подростков
факультета «Психология образования» МГППУ, д.м.н. с темой: «Полипрофессиональный
подход к диагностике и коррекции детей с нарушением развития и речевой
патологией в условиях школьного образования».
- Харченко Евгений
Петрович, профессор кафедры Института эволюционной физиологии и биохимии им.
И.М. Сеченова, д.биол.н. с темой: «Нейролингвистическое программирование и коммуникация в педагогике».
- Новикова
Галина Рудольфовна, доцент кафедры клинической психологии детей и подростков факультета
«Психология образования» МГППУ; старший научный сотрудник отделения социальной
психиатрии детей и подростков ФГБУ «Научный центр социальной и судебной
психиатрии им. В.Л. Сербского», к.пс.н. с темой: «Нейропсихологические диагностики нарушений
развития в детском возрасте».
- Лебедева Ирина
Николаевна, доцент кафедры логопедии РГПУ им. AM. Герцена,
к.п.н. с темой: «Активизация
речемыслительной деятельности дошкольников с нарушениями речи в логопедической
работе».
- Тутаева
Елизавета Евгеньевна, педагог-психолог ГБДОУ № 14 Василеостровского района с
темой: «Современные
приемы работы педагога-психолога в работе с детьми с тяжелыми нарушениями
речи».
Более подробно с
работой Шалимова В.Ф. и Новиковой Г.Р. можно было познакомиться на семинаре 2 ноября 2012 года в СПб
АППО. А также можно было приобрести их книгу «Клиника интеллектуальных
нарушений».
Шалимов В.Ф. и
Новикова Г.Р. рассказали еще о лекарственном препарате «ТЕНОТЕН», который они
используют в детской педиатрии.
Более подробно
можно узнать на сайтах: http://www.materiamedica.ru/ru/ tenoten-deti.ru
А Лебедева И.Н. любезно
предложила свой сайт: http://lebedevairina.professorjournal.ru/, а также свой электронный адрес: Logolin@yandex.ru
Во время традиционной
работы секций был предложен для просмотра видеофильм «Логопедия: вчера,
сегодня…». История о выдающихся основоположниках советской логопедии,
работавших в Ленинграде, таких как Хватцев М.Е., Волкова Л.С., Лалева Р.И. и
др.
Тема секции для
учителей-логопедов ГБОУ звучала так:
«Современные подходы к коррекции нарушений речи у учащихся школ», на которой
был представлен практических материал учителей-логопедов города.
Первой выступила
Соколова Нина Алексеевна, учитель-логопед ЦПМСС Выборгского района с темой
«Развитие лексических средств выразительности», где представила четыре этапа
работы с фразеологизмами. Изучение фразеологизмов начинает со второго класса.
Затем Петрова Елена Николаевна, учитель-логопед ГБОУ СОШ № 501 Кировского района с
темой «Педагогическая
шкатулка», где показала нам работу с лексическими темами на логопедических
уроках по отработке звуков и букв, звукобуквенном анализе и т.д. Кроме традиционных лексических тем были
представлены: «Купола», «Русские православные праздники - пасха». В заданиях
надо было собрать из букв слово, предложение, текст.
После
этого Скворцова Ирина Викторовна,
учитель-логопед ГБСКОУ № 522 Адмиралтейского района познакомила нас со своей
темой «Развитие
высших психических функций у младших школьников с ЗПР при помощи интерактивных
игровых методов». Нам были представлены презентации учащихся 2-4 классов для
первоклассников, которые они сами разрабатывали для них. Это различные игры на
компьютере (которые можно использовать и
на бумажном носителе) с геометрическими фигурами, стрелками, звуками, слогами,
схемами слов, кроссвордами, решением задач (дрова – дрофа), синквейн.
А Яковлева
Светлана Владимировна, учитель-логопед ГБОУ школа № 589 Колпинского района познакомила нас с темой «Индивидуально-дифференцированный подход к
коррекции дисграфии в условиях школьного образования» и представила свои две
печатные рабочие тетради, которые можно приобрести в книжных магазинах нашего
замечательного города «Узнай буквы – 1» и «Узнай буквы – 2» по коррекции
оптической дисграфии, издательство «Конфетка». В комплект входит две рабочие
тетради и методический материал.
Кратко
о рабочих тетрадях: на каждую букву отведено две страницы (разворот), всё
выполнено в чёрно-белом варианте (очень удобно).
В
мультимедийной презентации согласные буквы синего цвета, а гласные – красные. А
также используется дополнительный материал. Например, по стилизованным буквам –
взяты копии из разных книг.
Задания
по каждой букве представлены в следующей последовательности:
1
задание. «Стилизованные буквы».
2
задание. «Найди спрятанные буквы».
3
задание. «Найди перечеркнутые буквы (зашумленные)».
3
задание. «Определи букву в неправильном положении» + отработка пространственных
предлогов.
4
задание. «Выдели знакомую букву».
5
задание. Зрительный анализ и синтез.
6
задание. «Добавь недостающий элемент букве».
7
задание. «Обведи контур букв».
И наконец, наша
несравненная Русинова Юлия Анатольевна, учитель-логопед ГБОУ СОШ № 347 Невского
района, член городского методического совета
учителей-логопедов, которая в очередной раз нам продемонстрировала свое
умение работать с бросовым материалом: «Весёлые гнутики» как средство развития
творческого воображения (РТВ), мелкой моторики и пространственных
представлений». А также Прютц Вероника Вадимовна, учитель технологии ГБОУ СОШ №
347 Невского района (движение гнутиков с
помощью магнитов).
Юлия Анатольевна
«пригласила» нас в театр творчества и радости, где были представлены приемы
развития мелкой моторики:
В первой части «Веселое
развитие»:
- развитие мелкой
моторики,
- работа кистей рук,
- моторная неловкость,
- «заботливые»
родители,
- массаж ладоней,
- развитие точных
движений пальцев рук,
- согласованность рук.
Во второй части
«Веселые гнутики». На предыдущих МО мы уже говорили о них.
В третьей части
«Веселые стихи». Где гнутики используются вмести со стихами по автоматизации
звуков. Например, гнутик - собачка и ребенок рассказывает выученное
стихотворение про собачку и т.д.
В четвертой части
обыгрываются сюжеты. Работа начинается от звукопроизношения до составления
рассказов.
А я думаю, что можно с
гнутиками и звукоподражание отрабатывать. Но звукоподражание логопеды
используют чаще в детских садах, поэтому гнутиков могут делать родители и там,
например, на мастер-классах, а потом и с детьми дома. Фантазию родителей и
детей дошкольников можно начинать развивать и до поступления в школу. Так что,
Юлия Анатольевна, пора показывать мастер класс логопедам ДОУ (если конечно не
показывали и есть желание).
Далее нам показали, как
гнутики-животные двигаются с помощью магнитов по дорогам и т.д.., разные семейные работы, где их додумывают,
обыгрывают, раскрашивают.
Также были показаны,
как используются баночки из-под йогурта (двойные) – раскрашенные лица (эмоции)
– рисуют на дне баночки. Участвуют кисти рук, пальцы, запястья.
Происходит согласованная работа обеих рук и параллельно отрабатывается
звукопроизношение, речь.
Как говорит Юлия
Анатольевна: «Развлекаем и оказываем помощь».
Любо дорого смотреть на
богатый мир фантазии нашего коллеги!
В оставшееся время
секции Невский район показал фильм о логопедах своего района. «Нева-лого»
студия представила сказочно-документальный фильм «Счастливы вместе или
логопедические фантазии».
И вот подошло время к
подведению итогов конференции…
Хотя подождите!!!!
Нам показали
видеоролики ГБДОУ и ЦПМСС, в которых был представлен материал о сотрудниках,
службе сопровождения, методических пособиях, занятиях, видах и содержании
работы, кабинетах и т.п.
Видеоролики ГБОУ, ГБДОУ,
ЦПМСС можно увидеть на сайте СПб АППО в разделе кафедра специальной
(коррекционной) педагогики - spbappo.ru/modules/div/children/kskp.php
Яковлева
Наталья Николаевна, зав. кафедрой специальной (коррекционной) педагогики СПб
АППО, к.п.н., доцент – выступила с темой «Проблемы оценки качества коррекционно-развивающей
работы в образовательном учреждении в соответствии с ФГТ и ФГОС». Рассказала о
больших изменениях в образовательной системе. И обратила внимание на генетику
речевых нарушений.
Наталья Николаевна поблагодарила за
работу логопедов города в дошкольных и школьных учреждениях.
А вот и что-то
новенькое!!!!
В одном из кабинетов
кафедры были представлены СТЕНДОВЫЕ ДОКЛАДЫ:
«Современные
подходы в системе коррекционных занятий по автоматизации звуков с
использованием авторской методики «Стихи в картинках», представленной в форме
ИКТ» Зубова С.А., учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС Пушкинского района СПб.
«Развитие
межполушарных связей. Кинезиологические занятия в работе учителя-логопеда» Парамонова Л.А., учитель-логопед
ГБДОУ № 27 Пушкинского района СПб.
«Адаптация
детей инофонов/билингвов в русскоязычной среде посредством повышения их уровня
владения русской речью» Иванцова А.В., Крылова Е.Ю., Матюхина А.В., Сокк
И.Е., учителя-логопеды ГБОУ ЦПМСС Выборгского района.
«Формы
взаимодействия учителя-логопеда с родителями» Иванцова А.В., Оноприенко Ю.В.,
Салмина Ю.С., Цыпкина Т.Ю., учителя-логопеды ГБОУ ЦПМСС Выборгского района.
Проект
«Мы петербуржцы» Корчагина Т.М., Ставер Е.А., Петрова Т. В., воспитатели ГБДОУ № 79,
Фрунзенского района.
«Развитие
фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи» Елсакова А.Н., учитель-логопед ГБДОУ № 105 Невского района, Садикова
Е.В. ГБДОУ № 79 Фрунзенского района.
«Логопедическая
работа с детьми после кохлеарной имплантации» Новиковская О.А., Познякова Ю.В.,
Борисова Т.Г., учителя - логопеды ГБДОУ № 196 Кировского района.
«Элементы
логопедической работы по подготовке детей к обучению грамоте с
использованием дидактического
пособия «Секрет» Бибишева О.Л., Макарова Н.А.,
учителя-логопеды, Галлямова Ю.С., педагог-психолог ГБДОУ № 37 Приморского
района.
«Использование игр
«Лото» для формирования навыка дифференциации фонем» Потоцкая М.В., учитель-логопед ГБОУ СОШ № 84
Петроградского района.
«Особенности обучения детей с тяжёлыми
нарушениями речи в дошкольном учреждении
компенсирующего вида» Полупан О.Ю., Гоешникова О.Л., Подымова А.А.,
Жалялетдинова Е.А. ГБДОУ № 82 Невского района.
«Использование
компьютерных технологий в дошкольном учреждении» Слатина СИ., учитель-логопед,
Потекунова И.В., Бабина СП., воспитатели ГБДОУ № 102 Калининского района.
«Использование
приемов работы по развитию мелкой моторикой для коррекции почерка у младших
школьников» Суханова О.Л., учитель-логопед ГБОУСОШ № 55 Петроградского района.
«Формы
логопедической работы, направленные на адаптацию и социализацию одаренных
детей» Паршина Е.К, учитель-логопед ЦППРК НО г. Всеволожска.
«Развитие
связной речи младших школьников с использованием краеведческого материала» Шалимова Г.В. ГБОУ СОШ № 500,
Масленникова Н.В., ГБОУ СОШ № 410 Пушкинского района
«МIМIO в жизни
дошкольника. Учиться интересно» Остроухова Т.А., Маркова Н.Н., учителя-логопеды
ГБДОУ № 68 Калининского района.
«Использование
информационных технологий MIMIO в
работе дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида» Клеонова
И.В., Петрикова Е.О., учителя-логопеды ГБДОУ № 68 Калининского ра
С П А С И Б О !!!! Ю.Русинова
ОтветитьУдалить