Отчет подготовила Ефремова Л. А.
21 марта 2012 года в Институте детства Университета им. Герцена на кафедре детской речи состоялся доклад Я.Э.Ахапкиной . Яна Эмильевна Ахапкина, кандидат филологических наук, научный сотрудник отдела теории грамматики ИЛИ РАН. Я.Э.Ахапкина родилась в 1976 г. в Ленинграде. В 1998 г. окончила филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета (основная специализация - "история русской литературы", дополнительная специализация - "общее языкознание"). В ноябре 1998 г. поступила в аспирантуру в отдел теории грамматики Института лингвистических исследований РАН. Тема диссертации - "Семантика времени в поэтическом тексте (на материале поэзии акмеистов)", специальность - 10.02.01 "русский язык". Несколько лет назад стала заниматься детской речью. С 1 января 1998 г. преподает русский язык, стиховедение и древнерусскую литературу в Академической гимназии Санкт-Петербургского государственного университета.Дети поступают в 5 класс гимназии по результатам олимпиады "Интеллектуальное многоборье", проходят жёсткий отбор и гимназистами становятся лучшие. Но ошибки в
письменных работах 5-7 классников стали неожиданностью для Яны Эмильевны. Например,
у 5-7 классников возможно написание "ча-ща" через "я", несовпадение букв к,н,м, наращение слога и т.д. Доклад Яны Эмильевны - это взгляд лингвиста на проблемы письменной речи учеников гимназии, попытка разобраться в причинах, которые приводят к таким ошибкам.
Доклад"Графико-орфографические неудачи по окончании начальной школы:причины возникновения" содержал анализ по видам письменных работ (по мере усложнения): копирование печатного текста, диктант, творческое письмо.
Учитывались виды лингвистической поддержки: словарная работа, формирование орфографических навыков, вывод графико-орфографических правил. Выделены виды ненормативных написаний:
1.Графические нарушения.
2.Фонетическое письмо.
3.Гиперкоррекция.
4.Нарушение слитного, раздельного, дефисного написания (границ слова).
5.Лексические контаминации.
На некоторые причины возникновения таких написаний Я.Э. обратила внимание:
1) Дошкольное письмо -как правило ребёнок пишет печатными
буквами, "рудименты печатного письма"- проблемы межбуквенного перехода.
2) Быстрый темп работы в "Прописях" ( особо отмечалось,что резко ужесточились требования к скорости письма, темпу обучения, рано начинаем обучать детей).
3) Воспитание фонематического слуха - слуховая работа, а воспитанию зрительного восприятия -недостаточное внимание с дошкольного возраста.
4) Несовпадения, неудачи,обусловленные орфографией -поиск проверочных слов при безударной гласной в корне мешает определить,как слово выглядело на самом деле.
5)Огромное количество правил в программах по русскому языку. Если кого заинтересует более подробное содержание доклада, я принесу ксерокопии на МО 30 марта, можно будет почитать.
Мне, как практикующему логопеду,хотелось,чтобы доклад носил более прикладной характер. Но, видимо, это задачи другого доклада.
После доклада состоялось очень живое обсуждение. От логопедического сообщества говорили: А.Н.Корнев - был согласен с автором, что у детей современных очень трудно автоматизировать какой-либо навык;
Е.А.Логинова - поблагодарила докладчика за отличную систематизацию ошибок письменной
речи у успешнообучающихся детей .
Докладчики отмечали, что у современных детей очень сложно вызвать эмоции - малыши не плачут при чтении сказок.
На фотографиях-Ахапкина Я.Э., сотрудники кафедры детской речи, заведующая кафедры Цейтлин С.Н., коллега Марголина Т.М., любезно пригласившая нас на семинар.
С уважением Любовь Алексеевна
Комментариев нет:
Отправить комментарий