среда, 28 марта 2012 г.

Отчет по семинару от 28.03.2012г.

Уважаемые коллеги, 28.03 мы побывали в Невском на семинаре
"Невский собирает друзей-2". Огромная благодарность всем учителям-логопедам Невского района за организацию, за предоставленную возможность увидеть бесконечное количество игр, приемов, методов работы применяемых при коррекции устной и письменной речи. Особая благодарность Любе Муравьевой и Вике Дроздовой за щедрый подарок (речевая карта обследования), а прелестный фонтан, Юля Русинова, не передать, как меня поразила, рассказывать-глупо, это надо видеть,  это шедевр!
Отчеты буду вывешивать по мере поступления. Фотографии от Просыпкиной О.Г.
Впечатления от пленарной части выразила Решетняк И.А.
Зарегистрировавшись, мы получили персональные папки с программой семинара и сувенирами, познакомились с новинками профессиональной литературы, смогли  их приобрести. И я, и мои коллеги купили 1-й выпуск сборника учебно-методических материалов, изданного авторским коллективом логопедов школ Невского района под редакцией Муравьевой Л.Ю.
 Приветствовал гостей и участников семинара директор ГБОУ № 333 В.А.  Дубровин. Приятно было услышать из уст руководителя школы, депутата партии «Единая Россия», о том, как важна роль коррекционных педагогов, учителей-логопедов, дефектологов в  образовательном процессе.
Профессор Л. С. Мотылёва  рассказала о своей работе в «Центре детской психиатрии» в качестве специалиста по начальной школе.  Она отметила, что зачастую родители обращаются в Центр со следующими проблемами:
·        первоклассник не научился читать, хотя учится в гимназии;
·         ребенку неправильно поставлен диагноз (например, ему нужна речевая школа,
 а не ЗПР);
·  тревога родителей за хорошо успевающих детей, которых они не могут проконтролировать, т.к. не знают требований современных школьных программ, просто теряются в их многообразии.
 В последнем случае, считает Любовь Сергеевна, обращения к специалистам Центра могло бы и не быть, если бы родительские собрания в школах были организованы как методическая помощь родителям.
Участники семинара почтили память Раисы Ивановны Лалаевой, ушедшей от нас совсем недавно. Ее знали все без исключения логопеды города, поэтому это общая наша утрата.
Настоящий подарок своим коллегам сделали Дроздова В.А.и Муравьева Л.Ю.   Вероника Алексеевна составила диагностическое обследование, взяв за основу методику Т.А, Фотековой, несколько облегчив ее и сместив акценты на логопедические проблемы.  Вероника Алексеевна подобрала отдельно для каждого класса речевой и иллюстративный материал, сопроводив его грамотной инструкцией. К мониторингу прилагается еще и таблица процентов, позволяющая быстро сделать математические вычисления (перевод баллов в проценты), тексты для исследования письменной речи и сводная таблица результатов, позволяющая увидеть динамику.
Муравьева Л.Ю. рассказала о своем варианте индивидуальной диагностической карты, которая более обширна и позволяет увидеть динамику ребенка за все годы обучения.
Очень важным и полезным было выступление сурдопедагога ГБД(К)ОУ №94 
Семёновой О.В., которая поделилась опытом работы с детьми после кохлеарной имплантации. Такой ребенок представляет собой «модель сенсо-моторного алалика». Это очень похоже на 1-ю степень тугоухости, когда ребенок может недослышать некоторые части слова, ему требуется время для восприятия речи. Для развития  его слухового восприятия необходимо создать особые речевые условия: посадить за 1-ю парту, говорить, находясь либо со стороны имплантата, либо лицом к ребенку, помнить, что речь должна быть обращена непосредственно к этому учащемуся. Очень важно, чтобы речь педагога была четкая, хорошо интонированная, нормальной разговорной громкости, по необходимости, чуть замедленная. В процесс создания правильных речевых условий для ребенка после кохлеарной имплантации должны быть вовлечены все, кто его окружает: и педагоги, и учащиеся, и родители. Семёнова О.В. обозначила направления работы по развитию слухового восприятия, предложила дидактические игры для такой работы.
Следующий этап семинара – четыре творческих мастерских, абсолютно разных и по тематике, и по воплощению, но каждая по-своему интересна.
 А затем «Весёлые гнутики» Ю.А.Русиновой. Я знала, что в Юлиных руках все превращается в ценнейшее пособие для логопедического занятия, но нет предела совершенству. Можно только удивляться и восхищаться, что и делаю.


Этот мастеркласс осветила Воробьева Г.А.
«Ужасно интересно все то…..». Именно так назывался мастер-класс, который нам так лихо продемонстрировала М. Кулькова, учитель-логопед ГБОУ СОШ № 689. За 20 с небольшим минут нам была предложена целая серия творческих игровых заданий, направленных на развитие как лексики и грамматики так и неразрывно связанных в нашей логопедической практике- развитие речемоторных, речедвигательных, зрительных навыков , а так же тактильных ощущений .
Для определения лексической темы было предложено всеми нами любимое задание доскажи словечко : «по деревьям и лианам любят прыгать …. обезьяны» далее был предложен ряд заданий на называние признака предмета и выделение общего признака между обезьяной и самим предметом.(шоколад какой: горький, сладкий вкусный коричневый; что общего между шоколадом и обезьяной –коричневая…. Медведь какой…) все предметы были показаны цепочкой красочно оформленных слайдов. После чего, с общими словами-признаками необходимо было составить загадку про обезьяну: коричневая, но не шоколад, мохнатая, но не медведь, умная, но не ветеринар, смешная, но не клоун-обезьяна.
«Чудесный мешочек» - следующее задание предложенное М Кульковой. В мешочке было спрятано несколько предметов и, ориентируясь только на тактильные ощущения, необходимо было описать каждый из них и… соответственно догадаться и назвать, какой же предмет спрятан . Далее была предложена игра с этими предметами (апельсин и теннисный мячик) «как ты ощущаешь этот предмет»-тяжелый как камень или же легкий как перышко.
Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне.
На примере этой чистоговорки мы увидели ряд всевозможных речевых заданий и сами же стали их участниками:
- проговори увеличивая скорость
-прохлопай по количеству слогов
-ударный слог отпечатай на коленях (что оказалось достаточно сложно)
-«регулятор громкости у меня в руках»
И в довершение всему урок закончился танцем обезьян.


Материал подготовила Иванова С.В.
“Играем на полу, играем на столе” (презентация дидактической игры ” Логотвистер ”) 
Цели: 1.Коррекция нарушений устной речи детей, имеющих трудности в овладевании значимыми умениями и навыками для обучения русскому языку и чтению.
2.Коррекция различных форм дисграфий.
Задачи: Образовательные. 1.Развитие чётких движений органов артикуляции, умения выделять, чётко и внятно произносить гласные и согласные звуки.
2.Развитие чёткой слуховой дифференциации гласных и согласных звуков.
3.Развитие умения различать твёрдые и мягкие фонемы.
4.Развитие умения различать звонкие и глухие фонемы.
5.Закрепления умения обозначать мягкость согласных с помощью гласных 2 ряда. 6.Формирование простых и сложных форм звукобуквенного анализа и синтеза.
Коррекционные. 1.Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
2.Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
3.Развитие общей и мелкой моторики.
4.Развитие умения ориентироваться в пространстве.
5.Развитие координации движения.
Воспитательные. 1.Развитие интереса к логопедическим занятиям.
2.Воспитания умения работать в коллективе.
3.Воспитание самоконтроля и взаимоконтроля.
4.Воспитание аккуратности и бережного отношения к материалам игры.
При разработке игры были учтены основные дидактические принципы коррекционной работы: • общедидактические (индивидуального подхода, наглядности, доступности, сознательности)
• развитие навыков с опорой на сохранный анализатор
• развитие навыков с учётом сочетанной работы анализаторов
• системности
• комплексности
• принцип деятельностного характера знаний
Правила игры. Игра может вестись на столе и на полу. В игре принимают участие от 2 до 8 человек. В зависимости от количества игроков, можно играть в командах или по отдельности. Вариант игры и уровень сложности определяется логопедом. Для вариантов 1,2 используется рулетка №1. Для вариантов 3,4,5 – рулетка №2. Перед началом игры на игровом поле (ковёр) раскладываются следы рук, ног или следы рук и ног. Выбирается необходимая рулетка. Назначается судья из числа играющих. Определяется очерёдность игроков. За каждое правильно выполненное задание игрок или команда получает жетон. Побеждает тот, у которого больше жетонов.
Ход игры. Вариант 1(на столе): На столе раскладываются следы рук: синие – твёрдые согласные звуки, зелёные – мягкие согласные звуки, синие и зелёные с колокольчиками – звонкие согласные звуки. (На рулетке №1 изображены четыре сектора: синие -твёрдые согласные звуки, зелёные – мягкие согласные звуки, синие и зелёные с колокольчиками – звонкие согласные звуки). Судья крутит рулетку и объявляет характеристику выпавшего сектора.( Например: на рулетке выпал зелёный сектор с колокольчиками). Судья говорит: « Поставь ладонь на след, который соответствует мягкому, звонкому согласному звуку ”. Игрок, чья очередь выполнять задание, должен поставить свою ладонь на след зелёного цвета с колокольчиком. За правильно выполненное задание, игрок получает жетон. Судья снова крутит рулетку и т.д.
Вариант 2. Игра проходит по варианту 1, только игрок, занимая место на игровом поле, называет звук, соответствующий данной характеристике. 
Вариант3. На полу раскладываются следы ног: красные – гласные звуки, синие – твёрдые согласные звуки, зелёные – мягкие согласные звуки, синие и зелёные с колокольчиками – звонкие согласные звуки. На рулетку №2 раскладываются карточки со звуками. Судья крутит рулетку и объявляет звук, на который указала стрелка. Игрок определяет характеристику данного звука и занимает соответствующие место на игровом поле. Игрок должен встать одной ногой на след синего цвета с колокольчиком и сохранять координацию как можно дольше. Судья снова крутит рулетку и объявляет следующий звук. Игрок определяет его характеристику и встаёт другой ногой на соответствующих след. В игру вступает следующий игрок. Игра продолжается до тех пор, пока на игровом поле не останется свободного места.
Вариант 4. На полу следы рук и ног. На рулетку раскладываются карточки со слогами. Судья крутит рулетку и объявляет выпавший слог. Игрок определяет звуковой состав выпавшего слога и характеристику каждого входящего в него звука, после чего соответственно перемещается по игровому полю.  
Вариант 5. На полу следы рук и ног. На рулетку раскладываются карточки с изображением различных предметов. Судья крутит рулетку и называет слово. Игрок определяет звуковой состав выпавшего слова и, соответственно, перемещаться по игровому полю, произнося последовательно каждый звук.


Часто учитель, стараясь обеспечить ученика как можно большим количеством и качеством знаний, упускает из вида главное - здоровье ребенка. Как можно заботится о здоровье учащегося на каждом занятии, нам рассказали на мастерской "я, ты, он, она - вместе..."
Гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, аурикулярный массаж или массаж лица послужат не только для сохранения и укрепления здоровья школьников,но и станут сюрпризным моментом на занятии, т.к. позволят учащимся отвлечься, переключиться, подвигаться и расслабиться. Несложные для запоминания стихи и направления массажных движений, показанные на слайдах, еще больше упрощают для детей возможность овладения техникой массажа.


Отчет подготовила Степанова Е.В.
"Ох уж эти сложности..." - мастеркласс, в котором были показаны виды работ по коррекции сложной дисграфии.
Задания были на развитие навыков пространственной ориентации, развитие орфографических навыков, словообразование, словоизменение/согласование, обозначение границ предложения, языковой анализ синтез, уточнение расширение словаря, дифференциация оптически сходных букв [к-н], дифференциация аккустически близких звуков [ж - ш].
Его провели 4 учителя-логопеда Бехелева А.Н., Рыжакова Н.А., Камынина С. Б., Савельева Л.Г.
Была дана сюжетная картинка.
1.а) Нужно было назвать предметы(сущ.), затем признаки предметов(прил.), их действия(гл.) и признак действия(наречия).
б) Задание на дифференциацию глухих и звонких согласных и букв сходных по написанию.
Буквы заменили символами и просили расшифровать или зашифровать слова.
-Сначала на фоне слова. Нужно было найти слово по инструкции, например, из 7 букв найди слово в котором 6 букв или в этом слове 3 слога, в этом слове все согласные твердые и т.д.
-Потом на фоне словосочетания. Шерстка чья? кошачья, коготки, лапки, зубки чьи? хвостик чей? кошачий , брюшко чьё? кошачье. Найти словосочетание подходящее к схеме прил+ сущ. Расставить словосочетания по падежам.
2. Задания на основе игры "Морской бой"
Нужно по инструкции логопеда прошагать от указанной фигуры до нужных букв, так чтобы получилось слово. Постепенно задание усложняется ,вместо некоторых букв используются картинки или цифры, например буква о -1, а -2, вместо ш -шишка, вместо ж - снежинка.
3. Выделить слоги по инструкции. Составить из них слово, запомнить (пушистый).
4. Подобрать родственные слова к слову слову снежинка, запомнить из них слово соответствующее схеме.
5. Составить предложение и данных слов (пришла наши края пошел зима пушистый снежок) Пришла в наши края зима. Пошел пушистый снежок.
6. Представлены слоги, часть из которых были зашифрованы, нужно было составить предложение, читая слоги через один. ( Ёлки и сосны надели снежные шапки и шубки)
7. Зашифрованные слоги (шифровались ж-ш, а -о), надо было расшифровать, выбрать нужные слова и составить предложение. Рыжая (волк, белка заяц) (вошла, пошла, вышла) из дупла.
8. Зашифрованные слова в тексте.
9. Была представлена игра " Сказочная страна" .
Дети по инструкции выполняли шаги по полю, у выбранной клетки получали задание.
а) Составить из букв слова.
б) глазок, дымок, голосок, ветерок, например, что общего в этим словах - суффикс.
в) лесок - ок + очек - лесочек и т.д.



Последний этап семинара. Юля показала, что можно сделать из проволочек,которыми прихватывают пакеты из-под хлеба. Это просто неописуемое торжество фантазии и творчества.

4 комментария:

  1. Во накатала. А у меня даже нет времени прочитать. Несусь на педсовет. Прочитаю через 3 часа.

    ОтветитьУдалить
  2. Учитель начальных классов Нициевская С.Е. и логопед Русинова Ю.А. (ГБОУ СОШ № 347) изучили отчет о семинаре Невских логопедов. Огромное спасибо за этот репортаж. Мы благодарны автору блога за то, что она освещает не только работу логопедов своего района, но и коллег всего Санкт- Петербурга.

    ОтветитьУдалить
  3. Начался апрель, а блог Агопян молчит. Даже читать в Питере нечего.
    Отзывы только от Русиновой. Все спят.
    Как прошло вчера М.О. Звони, обсудим кворум на 25 апреля.Русинова

    ОтветитьУдалить
  4. Я обратила внимание, что появилось добавление про наш семинар. Спасибо. Только Вы и рады нашим успехам. Конечно, есть и ошибки, но, ... кто ничего не делает, то и не.....
    Спасибо всем Василеостровцам. Восхищаюсь.

    ОтветитьУдалить