вторник, 22 ноября 2016 г.

Отчет по Фрунзенскому

Уважаемые коллеги!
Настя Г. и Таня Х. прислали подробный отчет по семинару в Калининском. В отчете девочки ссылаются на слайды.
Отчёт о посещении открытого мероприятия логопеда ГБОУ гимназии №295    Калининой Т. Г. « Аграмматизмы у учащихся 3-4 классов»
  Мероприятие состоялось 18 ноября 2016 года в гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Встреча была прекрасно организована, гостей сначала собрали в кабинете логопеда, затем проводили в просторный кабинет с проектором.
Проведённое Татьяной Генриховной мероприятие можно условно разделить на три части: введение в тему, теоретическая и тренировочная.
В начале встречи логопед рассказала об особенностях аграмматической дисграфии на примере одного своего ученика (учащегося 3 класса). В продемонстрированном диктанте мы могли наблюдать характерные ошибки (слайд 2). Также собравшимся напомнили про виды аграмматизмов с примерами ошибок (слайды 3-5).
Переходя к описанию работы по коррекции аграмматической дисграфии, Татьяна Генриховна предложила все тренировочные упражнения «нанизать на один стержень». То есть строить занятия, исходя от какого-либо одного корня, добавляя суффиксы, приставки, задания на безударные гласные, чередование согласных, различение омофонов (слайд 6). Далее переходить от слов к предложениям и тексту, где уже будут отрабатываться  окончания (слайд 7).
Например, с корнем «молод» можно составить следующие упражнения.
На словообразование: если к корню «молод» добавить: -ость, -еньк, -еет – какие слова получатся?
Определение однокоренных слов: молодое, молочный, смолоду, молоток, омоложение, моложавый, помолодеет, молодыми, моложе? (слайд 10)
*Здесь необходимо обратить внимание на чередование согласных Д-Ж в корне (слайды 8-9).
Таким образом, к выбранному корню мы применяем и словообразование, и словоизменение (слайды 11-12).
Основная часть мероприятия была посвящена рассказу о возможных видах таких упражнений на примере нескольких корней.
На примере корня «нов»:
1) Родственные ли слова: новый год, новое письмо, новая игра? Определите общий корень. Этот корень будет «стержнем» всего занятия. Слайд 13.
2) Задание на словообразование. К корню добавляются различные суффиксы, приставки, окончания.
Сложный вариант – только схемы (слайд 14), более легкий вариант с указанием добавляемый частей слова (слайд 15).
Ответы обычно не демонстрируются, проверка задания проводится устно. Иначе учащиеся могут просто дожидаться появления правильных ответов и списывать их в тетрадь (слайд 16).
3) Перемешались части слов, собери слова: нов-а-об-к => обновка, нов-и-под-л => подновил,  ейш-нов-ий => новеший (слайд 17)
4) Какое из получившихся слов отвечает на вопрос какой? что? что сделал?
5) Найди однокоренные слова: новшество, заново, новь, заноза, новые, новелла, новичок, сызнова, сыновья. Здесь добавляется работа над лексикой. Слайд 24.
6) Задание на изменение прилагательных. Вставить прилагательное с нужным окончанием. Проверка окончания проводится по вопросам: На машине какОЙ? => На новОЙ. Слайды 25-26.
На ___ машине по ___ шоссе я доеду до ___ моста, чтобы посмотреть на ___ дорогу. На ___ автомобиле с ___ колёсами это легко!
7) Пример карточки с письменными заданиями для учеников (слайд 27):
·        Задание на развитие языкового анализа. Разделить «слипшиеся» слова,
ставить прилагательное в нужной форме.
·        Составить предложение из данных слов, подставить прилагательное в нужной форме.
* В таких заданиях Т.Г. не рекомендует писать слова через запятую, так как ученики в предложении могут поставить запятые после каждого слова.
·        Исправить ошибки в словах (при условии, что в каждом слове по одной ошибке) и подставить прилагательное в нужной форме.
·        Получается готовый рассказ. Проверка – слайд 28.
8) Упражнение на образование сложных слов.
Даны изображения и схемы вида корень+О+другой корень. Для 3 класса прописывается соединительная гласная, в 4 классе ее можно не предъявлять.
корень + О + год = новогодний,
корень + О + рождение = новорожденный,
корень + О + строить = новостройка.
 (Слайды 29-30)
9) Чередование согласной в корне. Записать в два столбика слова с корнем «нов» и «новл». При этом между корнями ставится знак равенства, так как это один и тот же корень. Слайды 31-32.
*Вместо корня в словах ставится значок корня, так как сам «корень занятия» все время держится в памяти.
* В 3 классе на занятии проводится 3-4 упражнения (по возможностям корня), в 4 классе - 5-6 заданий.
Тренировочные упражнения на примере корня «езд»
1) Выделить общий корень в словах.
На чем можно ездить? Демонстрируются картинки для погружения в тему. Слайды 33-37.
2) Образование новых слов при помощи разных приставок. В 3 классе проводится работа по предупреждению ошибок, связанных с пропуском разделительного твердого знака.  Слайды 38-39.
* Учащимся проверка не показывается.
3) Поставить части слова в нужном порядке. Слайды 40-41
ов-корень-ые => ездовые,
к-а-по-корень => поездка,
корень-и-а-л => ездила,
ся-на-корень-л-и => наездился.
* В таких заданиях Т.Г. не рекомендует писать слова через запятую, лучше использовать черточки.
4) Дифференциация предлога и приставки. Слайды 42-43.
Мы устали (от)езды на машине.
от(езды) групп начнутся завтра.
5) Чередование согласной в корне. Записать в два столбика слова с корнем «езд» и «езж». При этом между корнями ставится знак равенства, так как это один и тот же корень. Слайды 44-45.
6) Задание на спряжение глаголов. Это задание особенно рекомендуется для детей, у который русский язык не является родным. Слайды 46-47.
я езжу – мы ____, ты ___, вы ___, он ___, они ___
7) Комбинированное упражнение.
Даны слова в начальной форме и схемы, необходимо вставить слова в нужной форме плюс правильно выбрать орфограммы в других словах. Получается текст. Слайды 48-49.
 В заключительной части мероприятия учителя совместно с Татьяной Генриховной тренировались составлять задания с выбранным корнем «снег». Вот что у нас получилось:
1) Перепутанные части слова (слайд 50):
ов-ик-корень (снеговик), очк-корень-ур-а (снегурочка), корень-ов-ая (снеговая)
2) Чередование согласного в корне «снег»-«снеж», распределить слова в два столбика (слайд 51).
3) Разделить «слипшиеся» слова и выбрать орфограммы (слайды 52-53).
4) Составить предложение из данных слов. В 3 классе в качестве подсказки можно дать первое слово с заглавной буквы (слайд 54).
5) Исправить ошибки в предложении. Указано количество ошибок – 4 (слайд 55).
6) Образование сложных слов: корень+падать=снегопад, корень+ход=снегоход, корень+убирать=снегоуборочная (машина).
7) Образование и согласование прилагательных. В 3 классе можно дать схему слова,  а в 4 вместо слова – волнистую линию. Слайды 57-59.
по ___ покрывалу, к ___ кому, к ___ бабе
В завершение Татьяна Генриховна ответила на вопросы участников и показала свой логопедический кабинет. В виде бонуса на доске кабинета все желающие смогли увидеть задания с проведенного ранее занятия по корням «леж»-«лиж». Они представлены на слайдах 60-62.
Спасибо Татьяне Генриховне, что поделилась полезными приемами работы и бесценным опытом.
Ссылка на альбом

Комментариев нет:

Отправить комментарий