вторник, 18 июня 2013 г.

Отчет

  Отчет о семинаре 6-7 июня.
 2-ой день, 7 июня 
Отчет и фотоальбом прислала Колядюк О. Я.

Комплекс упражнений, направленный на коррекцию чтения, помогает снять эмоциональную напряжённость и тревожность у детей, которые плохо читают:
1. Чтение наоборот по словам. Это подготовительное упражнение для последующих. Даётся предложение, например,  МАМА ПОШЛА В МАГАЗИН. Ребёнок должен прочитать так: МАГАЗИН В ПОШЛА МАМА.
2. Китайское письмо. Это чтение и письмо наоборот побуквенное, например, ДЫМ ИДЁТ (Это образец фразы которую нужно будет записать или прочитать наоборот), должно получится - ТЁДИ МЫД. Упражнение направлено на развитие звукобуквенного анализа и синтеза, предупреждение зеркального чтения.
3. Чтение второй половины каждого слова (помогает устранять аграмматизмы, угадывающее чтение, акцентироваться на окончании слова), например, ребенок делит глазами фразу ЛИСА БЕЖИТ ПО ЛЕСУ, он должен прочитать следующее СА ИТ ПО СУ.
4. Чтение зашумлённых слов.
5. Чтение слов, написанных пунктиром, наложенных друг на друга.
6. Чтение слов/предложений сначала с закрытой нижней половиной, а затем - с верхненй (это труднее). Это упражнение помогает формированию оптического образа букв, развивает словесно-логическую память.
7. Упражнение на развитие семантического компонента слова. На карточке записаны слова и псевдослова, различающиеся 1-2 буквами. Задание - отделить значимые слова от псевдослов.
8. Нахождение в тексте заданного слова за короткий срок.
9. Восполнение пропусков букв в словах, например, в словах пропущенны все чётные/нечётные буквы.
10. Восполнение пропусков слов в предложении (по известной идиоме, по всему контексту и т.д.) Эти упражнения хорошо описаны у Костроминой и Нагаевой.
11. Поиск смысловых несуразностей, например, ПТИЦЫ ПУГАЛО ПУГАЛИ.
12. Складывание слов из половинок (не более 10 слов)
13. Рассыпанные тексты.
14. Чтение текста через слово.
15. Двукратное произнесение слов.
16. Повтор только существительных/глаголов/прилагательных.
17. Быстрое многократное произнесение предложений.
18. Смысловые ряды. Берется короткий рассказ, в котором выделяют глаголы. Ребёнок читает этот рассказ без ограничения времени, затем текст убирают, а глаголы оставляют, необходимо восстановить рассказ по глаголам.
19. Чтение деформированного текста.
 Ссылка на фотоальбом


20. Упражнение на тренировку мышц глазного яблока: чтение первого и последнего слова на строке.(5 мин.)
Также очень хорошо помогают разрезанные тексты - на картон наклеивают разрезанный на 2 части текст так, чтобы вторая часть была опущенна на две строки, ширина между частями - 7 мм. Если текст разрезается на 3 части - ширина между частями 10 мм и сдвигается на 3 строки вниз.
21. Чтение с установкой на скорость.
22. Чтение с "окошками".
23. Любые словесно-дидактические игры.
Приёмы коррекции дислексии:
1. Корректурные пробы - на карточке разными шрифтами и разного размера нанесены буквы. Дается задание найти заданную букву за 1 минуту.
2. Нарушенные буквы (позволяют закреплять графический облик букв) - на карточку наносят различные буквы, письменные и печатные, и нужно найти заданную графему за 1 минуту.
3. Игра "Путаница" - на карточке с наложенными буквами прочитать слово.
4. Игра "Пирамида" -  дается карточка на которой в виде пирамиды (разное расстояние между словами) нанесены буквы/цифры, центр карточки разделен линией (маркирован). Задача: глядя в центр карточки, опознать, что находится слева и справа ( за 1 минуту). Это упражнение увеличивает поля зрения.
5. Упражнение на концентрацию внимания и памяти, ( + увеличивает объём памяти). На сигнальной карточке формата А4 в произвольном порядке(!) помещают слова или цифры (не более 10). Установка:  до сигнала "стоп" (даётся примерно минута) нужно глазами прочитать слова или цифры столько раз сколько успеешь и одновременно слушать учителя/логопеда, который одновременно дает какой-либо сигнал: отстукивание по столу ритма, чтение слов и прочее. Затем просят ребенка записать слова, которые он успел прочитать и запомнить и записать, сколько ударов сделал логопед ( или слова/числа, которые произносил логопед).
6. Упражнение на увеличение объёма памяти  "Повтори и продолжи". 1-ый ученик называет слово, 2-ой должен повторить это слово и назвать своё, 3-ий - предыдущие два + своё, и т.д. Слова не должны быть тематически и логически связаны. Когда кто-либо ошибается игра начинается заново.
7. Запоминание последовательности группы слов (развитие оперативной памяти). Дается ряд чисел/букв/слов,логически не связанных(!). Необходимо назвать их в обратном порядке.
8. Упражнение на опознание речевых единиц. Даётся 2 секунды. (2 сек. можно быстро просчитать, если про себя произнести 23:23 или 45:45). На карточке логопед предъявляет слово/словосочетание/предложение. Установка - смотреть только в середину карточки и попытаться прочитать и запомнить, что там было. Затем карточку убирают и спрашивают: что там было? что прочитал? что увидел? что запомнил? сколько слов там было? и т.д. 
9. Упражнение"Ромбы" (очень хорошо описаны у Бородиных): слова напечатаны в виде ромба, например,  
кот
                                                                                                                                                       карта
                                                                                                                                                        ком      (все слова должны быть  на одну и ту же букву)  даётся 2 сек., затем карточка убирается, и ученика просят назвать/записать  слова, которые он прочитал и запомнил. Это упражнение развивает вертикальное поле зрения.
10. На белом картоне размером 10х15 наклеивают в разном (хаотичном) порядке слова, которые вырезаны из старых газет, журналов (от 3 до 15 слов, больше не надо), предъявляют карточку ребенку на 2 сек. и затем просят назвать слова, которые успел прочитать и запомнить (записать слова).
11. "Цепочки" (др. название "шифровки"): на ленте написан ряд букв, нужно составить слово из букв, которые написаны 1 раз. Это упражнение закрепляет оптический образ букв, а также дифференцирует буквенные комплексы.
12. Различные филворды, анаграммы, упражнения на языковой анализ ("Поймай звук") , упр. на выбор общей морфемы. Эти упражнения помогают усвоению звукобуквенного анализа, пониманию семантики слов.
13. "Видеомагнитофон" - слово делится на несколько частей, каждая часть записана на отдельную карточку. Логопед предъявляет эти карточки в быстром темпе, путём наложения одной карточки на другую. Задача ребёнка запомнить, соединить и назвать, что он успел прочитать на карточке. например, ОХР  АНА (можно усложнить написав разные части разными цветами, например, ОХР  АНА) .

Ссылка на фотоальбом

Комментариев нет:

Отправить комментарий