четверг, 9 января 2014 г.

Статья Ельницкой И. А.



Уважаемые коллеги! Почитайте, это может пригодиться в нашей работе!
ЕЛЬНИЦКАЯ Ирина Алексеевна,
учитель начальных классов, воспитатель ГПД,
наставник молодых специалистов
ГБОУ СОШ № 347 Невского района
г.Санкт-Петербург, Россия
 Несформированность навыка чтения как фактор возникновения стойкой дислексии
«ПОЭТАПНЫЙ  ТРЕНИНГ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ»
 Детское чтение - важнейший компонент национального образования.  Становление личности, развитие и социализация ребёнка невозможны без овладения навыком чтения. Процесс чтения чрезвычайно важен для всестороннего развития ребенка, для усвоения им знаний, социального и нравственного опыта, накопленного обществом. Чтение является фундаментом и средством формирования ментальности нации. К сожалению, в современных условиях информатизации всех сторон личной и социальной жизни приоритет традиционного чтения почти утерян. Несформированность навыка приводит к возникновению стойкой дислексии, моторному чтению, без осмысления прочитанного. Современные дети с трудом овладевают навыком чтения в соответствии со стандартными нормативами. Большое количество детей не в состоянии использовать навык чтения для получения информации, поскольку не обладают достаточным для этого уровнем техники чтения. При этом стандарт литературного чтения для младших школьников ориентирован на формирование и развитие у обучающихся нескольких компонентов: техники чтения, слушания и говорения, понимания литературного произведения. Целью литературного чтения является не только формирование чтения как учебного навыка, это первично развитие деятельности младших школьников, позволяющей технически прочитать и осмыслить содержание литературных произведений, детских книг, учебных пособий. Приобщение детей к литературе как к искусству слова на основе интереса к чтению возможно только, если само чтение не доставляет ребёнку дискомфорта, страха перед актом чтения, неврозоподобного состояния (работа секундомера при проверке техники чтения).     
         Задолго до школы, дети знакомятся с миром букв, благодаря родителям. Сейчас в практике обучения дошкольников много игр, с помощью которых они самостоятельно и непринужденно запоминают оптический образ букв: кубики с буквами, плакаты «Алфавит» с красочными рисунками, раскраски, «Говорящая азбука» и т. п. Почему же дети, зная буквы, не вступают на путь активных читателей? Почему  же из года в год снижается интерес детей к чтению?  Очевидно, что изменились социальные условия: чтение книг в семейном воспитании заменяется просмотром фильмов, аудио и компьютерными технологиями, вместо семейных библиотек появились видеотеки и компьютерные игры.  Чтобы процесс чтения привлекал ребёнка, доставлял ему радость, удовольствие, очень важны три фактора:
·        пример родителей, взрослых;
·        ненавязчивое вовлечение в процесс чтения;
·        поддержание детского интереса к чтению, оценка усилий и достижений ребёнка.
Систематическое общение с книгой, слушание, совместная с родителями читательская деятельность поддерживает интерес ребенка к восприятию художественной литературы. Взрослым необходимо помнить: нельзя менять эту позицию с приходом детей в школу! Необходимо продолжать вместе читать, радоваться новым знаниям. Нельзя отталкивать ребёнка словами: «Ты теперь большой, читай сам». Пусть дети чаще видят родных взрослых читающими вслух, обсуждающими прочитанное. Видя такой положительный пример, дети берут в руки книгу; помня наизусть тексты, многочисленно прочитанные мамой, они играют в чтение. Дети узнают буквы и пытаются самостоятельно соединить их в слоги. Как радостно видеть такой труд ребенка!  Надо хвалить его за эти усилия, вместе восхищаться достигнутым результатом!
             Однако, с приходом ребёнка в школу участие взрослого в детском чтении необходимо видоизменять, особенно при подготовке домашних заданий по чтению. Если нужно подготовить выразительное чтение текста, ребёнку приходится читать текст много раз, ему становится скучно, неинтересно, обыденно. Взрослому надо постараться вовлечь ребёнка в процесс чтения при самоподготовке.  Пусть ребенок захочет читать, четко будет знать сколько раз прочитать, как, зачем, какого результата добиться. Он должен понять прочитанное, окружающим должно быть интересно слушать его, а самому читающему приятно это делать.
Мы предлагаем оригинальный тренинг чтения при восприятии нового текста.  Данный тренинг включает поэтапное пятикратное чтение текста, при этом на каждом этапе своя цель. Чтение соединено с движением рук, которые облегчают организацию всего процесса чтения.  Алгоритм работы с текстом прекрасно можно изобразить в виде рисунков, напоминающих детям как читать, для какой цели.   В классе по этой схеме мы тренируемся, устраиваем прослушивания, дома обучающиеся знают, как организовать свою работу по подготовке выразительного чтения текста.  Краткое описание этой методики мы предлагаем в данной статье.
ПОЭТАПНОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
              Ладошка руки поможет детям запомнить алгоритм выполнения действий. Правой рукой следим за текстом.     Левая рука – помощница, загибая пальцы, отсчитываем пятикратное чтение одного и того же текста:
·        I прочтение текста: большой палец касается мизинца  - читаем текст  глазами;
·        II прочтение текста: большой палец касается безымянного пальца - читаем текст губами без звука. Трудятся глаза, губы двигаются - уточняем смысловое содержание текста;
·        III прочтение текста: большой палец касается среднего пальца - читаем шепотом, еле слышно, можно прикрыть уши ладонями, слушаем себя.
·        IV прочтение текста: большой палец касается указательного –спокойно читаем  вслух, контролируем себя.
·  V прочтение текста: ладошка в кулачок, большой палец отведем «Здорово!»- читаем вслух так, как будто на радио записываем программу.
После пяти прочтений текста можно устраивать прослушивания. Семейные прослушивания оказывают положительное влияние на качество техники чтения. Такая работа с текстом позволяет ребёнку не только отработать его технически, но и понять содержание читаемого. Однако, следует напомнить, что такой приём целесообразно использовать для детей, у которых навык чтения формируется без патологий.           
При выраженной патологии необходимо выяснить причину и структуру дефекта, обратившись к специалистам. Но такой способ игрового чтения не будет вызывать страхи и неврозоподобное состояние  у детей с несформированностью навыка чтения и имеющих предпосылки к дислексии.
 Учимся играя, доставляя радость себе и близким, добиваемся вместе высоких результатов, и тогда чтение становится необходимым и желанным занятием для всей семьи.     

1 комментарий:

  1. Спасибо. Этот методический материал очень интересен.
    Мы его регулярно используем в логопедической работе. Юля.

    ОтветитьУдалить