Уважаемые коллеги!
Наша Ольга Васильевна Мелехина прислала отчет о семинаре в Невском районе, который прошел 28.03.2018. К сожалению, фотографии не встали в блог. Полный отчет можно посмотреть в ВК в группе "Методическое объединение".
28 марта состоялся в Невском районе городской семинар “Невский
собирает друзей-3”. Коллеги поделились своими практическими наработками. Про
некоторые из них хочется подробнее рассказать.
Учитель-логопед ГБОУ СОШ №332 Рыжакова Н.А., учитель-логопед
ГБОУ гимназия №528 Савельева Л.Г., учитель-логопед ГБОУ СОШ №323 Котелко М.М.
рассказали о приемах работы по составлению алгоритма к правилу “Безударная
гласная в корне слова, проверяемая ударением”.
1.
Ученикам раздаются напечатанные тексты –
правила. Дети читают, вместе с логопедом находят и подчеркивают “научные слова”
– термины.
2.
Выстраивается последовательность действий:
1)
Определить в слове ударный гласный (поставить
ударение)
2)
Выделить корень слова и посмотреть, если в нем
безударные гласные А-О, Е-И-Я
3)
Подобрать проверяемое слово, в котором
проверяемая гласная стоит под ударением:
а) форма слова
б)
однокоренное слово
4) Написать такую же гласную в корне
проверяемого слова
3.
Развитие орфографической зоркости
Для ее развития предлагается выполнить
упражнение на уровне слова, предложения, текста
Задание:
1)
В ряду слов найти одно с безударной гласной в
корне: трава, горы, след
2)
Графический диктант. Логопед читает слово,
ученики выделяют безударную гласную и выбирают нужное направление: “А” – вверх,
“О” – вниз, “Е” – вправо, “И” – влево. Зачитываются последовательно слова, в
результате должен получится графический рисунок.
3)
Облако слов “Кошечка”. Найти в словах орфограмму
и закрепить написание безударной гласной.
4)
Использование визуальных средств обучения “Облако
слов”
- соберите пословицу (“Не спЕшите языком, торОпитесь делом”)
- вставить пропущенные буквы
- проверить правописание безударных гласных в корне, подобрав проверочные
слова
Интересную мастерскую показали
учителя начальных классов ГБОУ СОШ №347 Нициевская С.Е. и Курицына О.В. Они
рассказали об универсальной технологии: развития творческого воображения,
которая включает разнообразные методы и приемы:
1. Метод
отсекающих вопросов (“Да – Нетка”)
Этот метод
развивает умение задавать “сильные” вопросы, которые помогают убрать ненужную
информацию и быстрее найти ответ. Вопросы нужно формулировать так, чтобы
ведущий отвечал только “Да” или “Нет”
1)
Сначала отгадывается группа. Например, это
сказочный герой?
2)
Когда группа определится, можно проверить
функции. Например, этим можно пилить?
3)
Можно проверить по частям предмета. Например, у
него есть хобот?
4)
Можно проверить свойства. Например, он зеленого
цвета? Он острый? Он круглый?
2. Метод
“Хорошо – плохо”
У любой ситуации
есть две стороны: хорошая и плохая. Нужно подумать и обязательно увидеть обе.
Например, жара – это плохо, потому что засохнет урожай. Жара – это хорошо,
потому что быстро сохнет мокрое белье. Мороз – это плохо, потому что можно
простудиться. Мороз – это хорошо, потому что замерзнет лед, и можно будет
кататься на коньках.
Найти в хорошем
плохое, а в плохом – хорошее. Например, ты получил пятёрку по чтению. Это
плохо, потому что……………. Тебя не пускают
гулять. Это хорошо, потому что…………
3. Метод
– загадка
Придумать
загадку о предмете. Разделить тетрадь на два столбика. В 1-й столбик записать
слова, отвечающие на вопросы Какой? Что делает? Во 2-й Что такое же? На что
похож? Дети называют слова для 1-го столбика, а потом к этим словам подбирают
соответствующие слова для 2-го. Строчки соединяются словами а не или как
Арбуз
|
||
Какой?
Что такое же?
|
||
Круглый,
|
а не
|
мяч
|
Полосатый,
|
а не
|
тигр
|
Красный,
|
а не
|
огонь
|
Сладкий,
|
а не
|
сахар
|
4. Метод
“Наоборот”
- Использовать
сказку, где добрые герои становятся злыми, а злые добрыми. Получается новая
сказка
- Придумать
вредный совет. Для этого взять любое правило, составить его “наоборот”.
- Прочитать
наоборот слово, то есть справа налево. Пофантазировать, что или кто это может
быть, для чего нужен, где живет, добрый или злой.
5.
Метод личностной аналогии – эмпатия, человек представляет себя
предметом, о котором
идет речь, вживается в образ
этого предмета.
Расскажи о себе:
А) Какая у вас одежда?
Б) Какое настроение?
В) Кто или что вас окружает?
Г) Чем вы можете помочь
окружающим?
Д) Что для вас праздник?
Е) Что бы вы хотели сказать
людям?
Еще одну интересную мастерскую провели учителя начальных
классов ГБОУ СОШ №570 Искрянова Н.В. и Новикова Е.В. Они рассказали о
разнообразных приемах, способствующих развитию интереса к запоминанию словарных
слов через игровые ассоциативные формы:
1.
Ведение детских словариков (с 1-го по 4-ые
классы)
2.
Записывание (выписывание) группы слов,
объединенной каким-либо признаком: на определенную тему, только женского рода,
только 1-го склонения
3.
Подбор ассоциаций: деревня – дерево, улица –
лица
4.
Назови одним словом: небольшой сочный плод
кустарников и некоторых растений (ягода), крестьянское селение (деревня)
5.
Карточка «Лексическое значение слова»
- знакомство со словом-предметом,
обозначение при помощи схемы
- подбор к нему слов-признаков, слов
действий
- подбор синонимов, антонимов
- подбор фразеологизмов, пословиц,
поговорок
- определение морфологических признаков
6.
Найди лишнее слово:
М…локо, к…рова, гор…д, с…бака, п…льто
7.
Сочинение сказки. Построение предложений из
заданных слов
8.
Составление кроссвордов
9.
Работа с карточками. На карточке изображены
предметные картинки. Детям дается задание, найти слова, состоящие из 3, 4, 5, 6
звуков. Затем проговариваются слова орфографически, и ребенок самостоятельно
записывает их.
Комментариев нет:
Отправить комментарий