среда, 10 января 2018 г.

Отчет о семинаре в Московском районе


12 декабря 2017 года в ГБОУ СОШ №358 Московского района проводился городской семинар на тему «Сотрудничество учителей-логопедов дошкольных и школьных образовательных учреждений»

Были рассмотрены как хорошо знакомые, так и необычные игры и приемы. 


1.Учителя-логопеды ГБУДО ЦППМСП Московского района Баруздина О.В. и Федорова Е.Д. рассказывали о профилактике нарушений письменной речи у учащихся первых классов. Варианты заданий: дифференциация звуков по признаку твердый-мягкий (нос-носик) с использованием красных, зеленых, синих фишек; нахождение правильной буквы в ряду; расстановка букв по порядку; развитие умения ориентироваться на листе с помощью графических диктантов; развитие фонематического слуха с использованием печатной игры «Звонкий-глухой» (типография г.Кирова) и другие.


2.Из выступления учителя-логопеда ГБДОУ №67 Московского района Валайтис О.А. «Формирование и развитие фонематических процессов у дошкольников с ОНР – предпосылки обучения звукобуквенному анализу в школьном возрасте» присутствующие узнали об опыте внедрения элементов фонетической ритмики в логопедические занятия. Было интересно узнать про игру «Наряди звуковичков» - вместо использования стандартных геометрических фигур для составления схемы слова логопед использует картонных человечков: в красном платьице – гласный звук, в синей рубашке – согласный твердый звук, в зеленой бархатной рубашке – согласный мягкий звук. Если звук в данном слове звонкий, ребята на человечка, олицетворяющего данный звук, надевают желтый колпак, похожий на колокольчик. В работе логопед активно использует компьютерные игры. Например, «Найди лишний предмет на экране»- чай, чайка, чайник (изучение звука Ч). Таким образом, помимо развития фонематических процессов дети учатся находить родственные слова. Из этой же серии игра «Вырасти слово» (звук Ч): на экране картинки, дети называют то, что видят – ключ, ключик, ключики, ключница и с удивлением узнают, что все эти слова – родственники.
Игра «Найди, обведи, запомни». На листе в центре расположен изучаемый звук (предположим, П), вокруг него – картинки с изучаемым звуком. Задания: а) Найди предметы со звуком [п]; б) найди предметы со звуком [п’]; в) обведи синим карандашом по контуру картинки со звуком [п]; г) обведи зеленым карандашом по контуру картинки со звуком [п’]. Далее с помощью мнемотехники дети запоминают названия предметов (объединение слов в пары по схожему признаку, нахождение ассоциаций, составление рассказа из данных картинок), пробуют запомнить расположение предметов, при этом картинки расположены упорядоченными рядами.
Еще нам рассказывали о пользе и удобстве использования в работе конструктора «Тико-грамматика» (упражнения «Расставь по порядку звуки в слове», «Подбор картинок к схеме слова», «Составь слова из букв данного слова» (слова для примера: гололедица, снегопады и др.)
Логопед продемонстрировала свое авторское пособие для развития фонематических процессов: к деревянной полукруглой ручке на веревочке привязаны три мягких шарика диаметром примерно 10 см – красный, синий, зеленый. Ребенку даются инструкции: Назови первый и/или последний звук в слове, назови согласные звуки в слове, какой звук спрятан в слове – твердый или мягкий. Ребенок подкрепляет свой устный ответ выбором шарика нужного цвета.

3.Подлеснова Ю.А., учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМС Московского района, рассказывала о полуглобальном методе обучения чтению в работе с детьми с нарушениями речи дошкольного и младшего школьного возраста, противопоставляя данный метод привычному аналитико-синтетическому методу по Корневу и методу глобального чтения. Единица чтения по данному методу – слог. Обучение длится 3-6 месяцев и имеет 6 этапов. Рассмотрим некоторые из них.
I этап. Изучение таблицы 3*3, состоящей из слогов слияний (ка, пу, ла, та, со, ма, мы, сэ, ру). Инструкция: Не читай. Будем играть: я читаю слог, ты его узнаешь. Задания: узнай слог, расположи фишку там, где находится слог «со», проведи линию так, как я прочитаю слоги, найди и обведи слог «ла» в словах (Мила, лапа, пила, лама). Таблицу нужно выучить наизусть! На это уходит в среднем 2 недели. Далее – таблица 4*4, где есть как новые, так и уже изученные слоги). Задания: Найди новые слоги, составь слова из слогов «ру», «ка»; «со», «ба», «ка»; найди в предложении (тексте) слоги из таблицы. Цель – изучить подобную таблицу размером 6*6.
II этап. Таблицы из обратных слогов (3*3 – 6*6). <>
V
этап. Таблицы, содержащие слоги-стечения.
VI этап. Таблицы, содержащие закрытые слоги. 
Эффективность метода:
  1. Облегчает детям усвоение навыка слогового чтения даже при невысоком уровне владения фонематического анализа.
    2) Дает ребенку возможность одновременно овладеть грамотой и речью.
    3) Облегчает формирование правильного ритмического рисунка речи, а также снимает «страх речи» у детей с заиканием.
    4) Помогает преодолеть трудности в овладении навыком чтения детям с дислексией.
    5) Помогает в случаях, когда навык чтения формируется и автоматизируется медленно.
  1. Учителя-логопеды Мельникова Н.В. (ГБДОУ № 22), Владимирская Т.Е., Павлова Н.Г. (ГБУ ДО ЦППМСП Московского района) рассказывали, как они используют тетрадь В.А. Дроздовой для первоклассников в работе с детьми подготовительной группы.

    5. Учитель-логопед Ивченко Н.Е. (ГБДОУ №12 Василеостровского района) рассказала присутствующим о сензитивных периодах развития речи ребенка.
    Она говорила о том, что каждый взрослый обязан знать об этих периодах, предвидеть необходимые тому или иному сензитивному периоду пособия, наблюдать за ребенком, чтобы знать актуальный уровень его развития; призывала читать книги ребенку еще до его рождения, а также с самого рождения общаться с ребенком грамотными речевыми конструкциями, без «сюсюканья».
  1. Главной мыслью выступления учителя-логопеда Шрамко И.И. (ГБУ ДО ЦППС Московского района) на тему «Речевая готовность детей к обучению в школе» являлось то, что работать надо не только и не столько с будущими первоклассниками, сколько с их родителями.
7. В своем выступлении учитель-логопед Барашкина А.М. (ГБУ ДО ЦППС Кировского района) «Обогащение речи младших школьников фразеологическими оборотами» настоятельно рекомендовала на своих занятиях пользоваться словарем фразеологизмов.
Для развития словарного запаса младших школьников она предложила давать детям отрывки из тестовой части ЕГЭ. Например:
1.Какой из фразеологизмов имеет значение «твердо усваивать с самых ранних лет»?
1) время от времени
2) всасывать с молоком матери
3) вправлять мозги
4)от доски до доски

2.Какое значение имеет фразеологизм «открывать глаза»?
1) говорить о том, что давно известно
2)ловко, искусно обманывать
3)умышленно отвлекать внимание от чего-либо
4)выводить кого-либо из заблуждения
3. Какое значение имеет фразеологизм «на душе кошки скребут»?
1)быть одиноким, всеми забытым
2)ощущать болезненное состояние
3)кому-либо становится тревожно, неспокойно
4)испытывать чувство вины
4.Какое значение имеет фразеологизм «казанская сирота»?
1)тот, кто прикидывается обиженным, не6счастным
2)тот, кто не уверен в себе
3)крайне беспомощный человек
4)лицемер, предатель
5.Какой из фразеологизмов имеет значение «тайно ненавидеть кого-либо»?
1)иудин поцелуй
2)выбивать из колеи
3)иметь зуб
4)выходить из себя
6.Какое значение имеет фразеологизм «глас вопиющего в пустыне»?
1)громкий крик
2)призыв, остающийся без всякого ответа
3)долгий, развернутый монолог
4)нотация, нравоучение
Также каждому из нас достались карточки с заданиями.
1.Карточки, с одной стороны которых изображены герои устойчивых выражений, а с другой - герои устойчивых выражений, например: Филькина грамота, Нашла коса на камень, Сжигать мосты (см приложенные фотографии)

2. Соедини стрелкой фразеологизм и его объяснение, например:
Руки опускаются Нарваться на плохое настроение
Золотые руки Большое желание что-то сделать
Не покладая рук Нет сил и времени доделать работу
Руки чешутся Умело делает любую работу
Попасть под горячую руку Усердно трудиться

3. Соединить фразеологизмы-антонимы
За тридевять земель Стреляный воробей
Хоть пруд пруди Черепашьим шагом
Как на пожар Капля в море
Желторотый птенец В двух шагах


Фразеологизмы-синонимы:
Водить за нос Ни то, ни сё, так себе
Не отрывать глаз Обводить вокруг пальца
Ни рыба. Ни мясо Плевать в потолок
Считать ворон Не сводить глаз

4. Исправить ошибки: губы заговаривать, встать не с той руки, с курицы вода
5. Исправить ошибки в предложениях:
-Таня красиво, как курица лапой, написала письмо.
-Мы хорошо поработали, сложа руки.
-Картина была мрачная и унылая, глаз не оторвать.
-Черепаха ползла, сломя голову.
6.Закончи выражение
- Палец в … не клади
- Делать из … слона
- Смотреть сквозь … очки
- Два … пара.

8. Учитель-логопед Владимирская Т.Е. (ГБУ ДО ЦППМСП Московского района) говорила о словотворчестве у детей, приводила смешные примеры из своей практики.
Детское словотворчество – феномен речевого становления.
Высказывание ребенка-восьмиклассника (коррекционная школа): Сложносочиненное предложение – то предложение, которое сложно было сочинить.
***
Филькина грамота – грамота учителям, которые нас учат.
***
За двумя зайцами погонишься – надо учиться бегать быстрее.

9. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в игровых ситуациях. Игровой тренинг: Лингвистические игры. Бондаренко М.В., Смирнова Н.В., Копейкина С.А., учителя-логопеды ГБДОУ д/с №9 Московского района.
* Игра «Испорченный телевизор». Ведущий предлагает детям «починить телевизор, который сломался». Необходимо запомнить картинку и слово. Чтобы это было легче сделать, нужно «подружить» их между собой (установить логическую или ассоциативную связь). После этого детям предлагается вспомнить слово по предъявленной картинке (или наоборот). Например: картинка «пчелка» - слово «мёд»; картинок «тигренок» - слово «шмель»; картинка «стрекоза» - слово «вертолет».
* «Художники-иллюстраторы». Рассказать мультфильм по картинкам.
* Игра «Горячий мячик». Дети встают в круг и рассказывают выученное стихотворение по одному слову друг за другом, передавая мяч; кто забыл следующее слово – выбывает из игры.
*Игра «Поэты и рассказчики». Взрослый читает детям стихотворение, просит ответить на вопросы по содержанию стихотворения. А потом предлагает детям рассказать эту же историю, но только своими словами. Можно придумать продолжение.
*Игра «Оптимисты и скептики». 2 команды: 1 – оптимисты, 2 – скептики (по три человека в команде). Ведущий задает ситуацию. Оптимист представляет её как хорошую: «Хорошо, что…». Скептик опровергает это утверждение: «Хорошо, да не очень…». Основа таких игр – противоречие. Противоречие – основа диалектики и двигатель прогресса. Игры обогащают опыт ребенка, учат его не пасовать перед трудностями.
Примеры ситуаций:
1.Дома есть телевизор
2.Чайник большой
3.Идет дождь
4.Сегодня пятница
5.Снег расстаял
6.Будильник сломался
7.На море шторм и др.


Семинар был насыщенным информацией, интересным, побудил освежить теоретические знания, методическая копилка каждого логопеда пополнилась разработками и идеями его коллег.


Отчет подготовила Шубина М.К.

1 комментарий:

  1. Маша, спасибо за такой подробный отчет. Теперь я понимаю, что значила твоя фраза "пишу потихоньку"! Молодец! Горжусь тобой!

    ОтветитьУдалить