Отчет о посещении открытого урока
учителя-логопеда школы №332 Невского района Рыжаковой Надежды Александровны.
Спасибо, коллеги, за отчет и профессиональный отзыв об уроке. им можно воспользоваться, если в этом будет необходимость.
Логопедическое занятие по профилактике нарушений устной и письменной речи обучающихся 1-ых классов.
Логопедичекая тема: Звуко-слоговой анализ и синтез.
Лексическая тема: Времена года. Весна.
Грамматическая тема: Деление слов на слоги.
Цель: Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов с различной слого-ритмической структурой.
Задачи представлены на Фото.
Гостей разместили в хорошо оснащенном и просторном и кабинете логопеда. На занятие пришли 4 ученика первых классов. На парте у каждого были блюдце с символами звуков и стакан с письменными принадлежностями.
После приветствия учащиеся под музыку исполнили веселую песенку, состоящую из букв алфавита и ритмичных хлопков. Не забыть текст помогала красочная анимированная презентация. После логопед спросила, что ученики делали, для чего они пели, для чего хлопали.
Ход урока.
Ведение в тему было подано в виде загадки: «Ежегодно приходят к нам в гости: один седой, другой молодой, третий скачет, а четвертый плачет». Времена года. Отгадать детям помогли картинки в презентации. Времена года. Назвали по кругу времена года и месяцы.
Далее было дано задание составить на парте звуковую схему слова «год».
Вопросы логопеда: Сколько звуков в этом слове? Дайте характеристику первому и третьему. Какой звук в середине?
*Ударный гласный предлагается обозначать бОльшим по размеру кружком.
Затем закреплялись имеющиеся знания о гласных: вспомнили обозначения гласных звуков (кружок со схематичной артикуляцией), количество гласных звуков и букв, какие согласные стоят перед гласными I и II ряда, спели песенку гласных.
Какое сейчас время года? Какое следующее время года? Лето. Позовем его, какой звук тянули?
Отхлопаем по слогам. Сколько слогов, какой ударный?
- Если мы лето долго ждали, оно какое? Долгожданное – отхлопаем, посчитаем.
- Назовем летние месяцы.
Следующее время года – осень.
- Позовем, какой звук тянули? Отхлопали. Сколько гласных, сколько слогов? Сколько звуков, сколько букв? *Обратили внимание на разницу, Ь не обозначает звука.
- Назвали осенние месяцы.
Следующее время года – зима.
- Позвали, отхлопали. Позвали гостя, снеговика.
- Вспомнили, когда начинается новый год (время года и месяц).
- Составили на парте звуковую схему слова «январь». Здесь обратили внимание на йотированную гласную в начале слова и на мягкий знак в конце, посчитали количество звуков и букв. Вспомнили все йотированные гласные, когда они обозначают 2 звука.
Сейчас на дворе весна. Вспомнили признаки весны. Какие птицы называются перелетными.
Динамическая пауза. Движения с речью, стихотворение Э. Успенского «Гусеница».
Этот странный дом без окон
У людей зовется «кокон»,
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нем.
Спит без просыпа всю зиму.
Но зима промчалась мимо —
Март, апрель, капель, весна…
Просыпайся соня — Сонюшка!
Под весенним ярким солнышком
Гусенице не до сна —
Стала бабочкой она!
Работа над слого-ритмической структурой с помощью бубна + понимание содержания.
- Где сидела гусеница? Кокон. Отстучи по слогам.
- Кто вылупился из кокона? Гусеница. Отстучи.
- В кого превратилась гусеница? Бабочка. Отстучи.
Следующее задание – прочитать про первый месяц весны на слайде (дети читают хором вслух).
Месяц март – Протальник, потому что начинает таять снег, и образуются первые… (Проталинки).
На схеме слоги поменялись местами. Ученики выполняют правильную схему на парте, делят на слоги.
Изменяем слово Проталинки: маленькие, большие, одна маленькая, одна большая.
Читаем слайд про апрель, отгадываем пропущенное слово.
Апрель – Снегогон, потому что он быстро, разливаясь ручьями, гонит снег. С крыш свисают сосульки. В полдень, когда солнышко пригревает сильнее. сосульки начинают таять, звенит весенняя…. (Капель)
Задание на движение с речью. Стихотворение читается по слогам, а руками на каждый слог выполняются движения из танца «Макарена». Затем – по словам, на предлогах – притоп ногой. Стихотворение С. Козлова.
Ах, капель, капель, капель,
Золотая карусель!
К нам в кораблике бумажном
По ручью приплыл Апрель!
После упражнения логопед спрашивает: «Что мы делали? Зачем мы это делали?»
Дальше читаем слайд про май.
Месяц май – Травень, потому что повсюду появляется трава, и тянутся к солнцу первые зеленые… (Листочки)
Составить схему, охарактеризовать звуки.
На следующем слайде – незаконченные предложения, нужно вставить встречавшиеся на занятии слова.
Повторили правила написания предложений (с заглавной буквы, в конце – знак (.?!), слова раздельно, слова «дружат»).
На распечатках записали недостающие слова. Выделили красным гласные звуки, разделили на слоги, поставили ударения. Выполнили проверку по слайду.
Из предложений получился текст озаглавили.
Работы подписали внизу в Р.п.
Таким образом собрали вместе все времена года, получился круглый год.
Игра с мячом на закрепление названий месяцев. Назвать время года, бросить мяч, поймавший называет месяцы, так по кругу.
Сюрприз – дерево, на листочках которого перепутались слоги. Если собрать слоги правильно, получается «Все ребята - молодцы».
Рефлексия. Детям предлагалось выбрать свое самочувствие после занятия. Варианты: удовольствие, радость, бодрость. Цвет надписей дополняет представление.
По ходу организованного окончания занятия каждый ученик получил приятный презент.
После завершения урока и ухода учащихся все гости имели возможность задать вопросы логопеду, она подробно на них отвечала и делилась опытом.
Ссылка на фотоальбом
В ходе урока учащиеся были заинтересованы, выполняли задания. Проверка письменных работ показала хорошее усвоение пройденного материала.
В процессе занятия был успешно реализован дифференцированный и индивидуальный подход.
Урок проходил с учетом принципа доступности, научности и сознательности. Логопедом при работе с детьми учитывалась зона ближайшего развития детей.
Использовались словесные и наглядные методы, а также практические. На протяжении всего урока поддерживалась дисциплина детей.
Урок сопровождался красочной анимированной презентацией со звуковым сопровождением, что демонстрирует компьютерную грамотность педагога.
В целом занятие прошло успешно и может быть рекомендовано к тиражированию опыта.
Спасибо Надежде Александровне за приглашение и демонстрацию прекрасного урока!
Отчет подготовили Хвостова Т. В. и Горбунова А.А.
Спасибо, коллеги, за отчет и профессиональный отзыв об уроке. им можно воспользоваться, если в этом будет необходимость.
Логопедическое занятие по профилактике нарушений устной и письменной речи обучающихся 1-ых классов.
Логопедичекая тема: Звуко-слоговой анализ и синтез.
Лексическая тема: Времена года. Весна.
Грамматическая тема: Деление слов на слоги.
Цель: Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов с различной слого-ритмической структурой.
Задачи представлены на Фото.
Гостей разместили в хорошо оснащенном и просторном и кабинете логопеда. На занятие пришли 4 ученика первых классов. На парте у каждого были блюдце с символами звуков и стакан с письменными принадлежностями.
После приветствия учащиеся под музыку исполнили веселую песенку, состоящую из букв алфавита и ритмичных хлопков. Не забыть текст помогала красочная анимированная презентация. После логопед спросила, что ученики делали, для чего они пели, для чего хлопали.
Ход урока.
Ведение в тему было подано в виде загадки: «Ежегодно приходят к нам в гости: один седой, другой молодой, третий скачет, а четвертый плачет». Времена года. Отгадать детям помогли картинки в презентации. Времена года. Назвали по кругу времена года и месяцы.
Далее было дано задание составить на парте звуковую схему слова «год».
Вопросы логопеда: Сколько звуков в этом слове? Дайте характеристику первому и третьему. Какой звук в середине?
*Ударный гласный предлагается обозначать бОльшим по размеру кружком.
Затем закреплялись имеющиеся знания о гласных: вспомнили обозначения гласных звуков (кружок со схематичной артикуляцией), количество гласных звуков и букв, какие согласные стоят перед гласными I и II ряда, спели песенку гласных.
Какое сейчас время года? Какое следующее время года? Лето. Позовем его, какой звук тянули?
Отхлопаем по слогам. Сколько слогов, какой ударный?
- Если мы лето долго ждали, оно какое? Долгожданное – отхлопаем, посчитаем.
- Назовем летние месяцы.
Следующее время года – осень.
- Позовем, какой звук тянули? Отхлопали. Сколько гласных, сколько слогов? Сколько звуков, сколько букв? *Обратили внимание на разницу, Ь не обозначает звука.
- Назвали осенние месяцы.
Следующее время года – зима.
- Позвали, отхлопали. Позвали гостя, снеговика.
- Вспомнили, когда начинается новый год (время года и месяц).
- Составили на парте звуковую схему слова «январь». Здесь обратили внимание на йотированную гласную в начале слова и на мягкий знак в конце, посчитали количество звуков и букв. Вспомнили все йотированные гласные, когда они обозначают 2 звука.
Сейчас на дворе весна. Вспомнили признаки весны. Какие птицы называются перелетными.
Динамическая пауза. Движения с речью, стихотворение Э. Успенского «Гусеница».
Этот странный дом без окон
У людей зовется «кокон»,
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нем.
Спит без просыпа всю зиму.
Но зима промчалась мимо —
Март, апрель, капель, весна…
Просыпайся соня — Сонюшка!
Под весенним ярким солнышком
Гусенице не до сна —
Стала бабочкой она!
Работа над слого-ритмической структурой с помощью бубна + понимание содержания.
- Где сидела гусеница? Кокон. Отстучи по слогам.
- Кто вылупился из кокона? Гусеница. Отстучи.
- В кого превратилась гусеница? Бабочка. Отстучи.
Следующее задание – прочитать про первый месяц весны на слайде (дети читают хором вслух).
Месяц март – Протальник, потому что начинает таять снег, и образуются первые… (Проталинки).
На схеме слоги поменялись местами. Ученики выполняют правильную схему на парте, делят на слоги.
Изменяем слово Проталинки: маленькие, большие, одна маленькая, одна большая.
Читаем слайд про апрель, отгадываем пропущенное слово.
Апрель – Снегогон, потому что он быстро, разливаясь ручьями, гонит снег. С крыш свисают сосульки. В полдень, когда солнышко пригревает сильнее. сосульки начинают таять, звенит весенняя…. (Капель)
Задание на движение с речью. Стихотворение читается по слогам, а руками на каждый слог выполняются движения из танца «Макарена». Затем – по словам, на предлогах – притоп ногой. Стихотворение С. Козлова.
Ах, капель, капель, капель,
Золотая карусель!
К нам в кораблике бумажном
По ручью приплыл Апрель!
После упражнения логопед спрашивает: «Что мы делали? Зачем мы это делали?»
Дальше читаем слайд про май.
Месяц май – Травень, потому что повсюду появляется трава, и тянутся к солнцу первые зеленые… (Листочки)
Составить схему, охарактеризовать звуки.
На следующем слайде – незаконченные предложения, нужно вставить встречавшиеся на занятии слова.
Повторили правила написания предложений (с заглавной буквы, в конце – знак (.?!), слова раздельно, слова «дружат»).
На распечатках записали недостающие слова. Выделили красным гласные звуки, разделили на слоги, поставили ударения. Выполнили проверку по слайду.
Из предложений получился текст озаглавили.
Работы подписали внизу в Р.п.
Таким образом собрали вместе все времена года, получился круглый год.
Игра с мячом на закрепление названий месяцев. Назвать время года, бросить мяч, поймавший называет месяцы, так по кругу.
Сюрприз – дерево, на листочках которого перепутались слоги. Если собрать слоги правильно, получается «Все ребята - молодцы».
Рефлексия. Детям предлагалось выбрать свое самочувствие после занятия. Варианты: удовольствие, радость, бодрость. Цвет надписей дополняет представление.
По ходу организованного окончания занятия каждый ученик получил приятный презент.
После завершения урока и ухода учащихся все гости имели возможность задать вопросы логопеду, она подробно на них отвечала и делилась опытом.
Ссылка на фотоальбом
ОТЗЫВ
Озвученные задачи соответствуют
поставленной цели, содержанию занятия. Задачи коррекционно-развивающие,
образовательные и воспитательные связаны между собой.
Структура занятия построена в
соответствии с типом урока, соответствует цели и задачам урока, а также
общепедагогическими и специальными коррекционными требованиями. Этапы урока
логически связаны между собой, последовательны. Время занятия целесообразно
распределено между этапами урока. Наглядный и лексический материал подобран в соответствии
с обозначенной темой и поставленными целями. При отборе материала учитывался
ведущий вид нарушения, психологические особенности детей, их возраст. В
процессе занятия были использованы различные методы логопедического
воздействия. В результате чего были созданы предпосылки для успешного
проведения работы с детьми. В
процессе урока менялись различные виды деятельности, что снижало утомляемость
учащихся, поддерживало интерес к уроку. Динамическая пауза проведена
своевременно. Инструкции логопеда были четкими и понятными для учеников.В ходе урока учащиеся были заинтересованы, выполняли задания. Проверка письменных работ показала хорошее усвоение пройденного материала.
В процессе занятия был успешно реализован дифференцированный и индивидуальный подход.
Урок проходил с учетом принципа доступности, научности и сознательности. Логопедом при работе с детьми учитывалась зона ближайшего развития детей.
Использовались словесные и наглядные методы, а также практические. На протяжении всего урока поддерживалась дисциплина детей.
Урок сопровождался красочной анимированной презентацией со звуковым сопровождением, что демонстрирует компьютерную грамотность педагога.
В целом занятие прошло успешно и может быть рекомендовано к тиражированию опыта.
Спасибо Надежде Александровне за приглашение и демонстрацию прекрасного урока!
Отчет подготовили Хвостова Т. В. и Горбунова А.А.
Комментариев нет:
Отправить комментарий