Уважаемые коллеги!
В этот раз на ежегодную конференцию в АППО нам дали всего 5 мест. Поэтому мы решили сделать подробный отчет. Вся информация на слайдах в альбомах. Спасибо Оксане П. за содержательное освещение пленарного заседания и за фотографии; Гале В. за информацию по первому секционному заседанию, Ире Р. - за второе секционное заседание.
06.11.2014
года в АППО состоялась конференция по теме: «Технологии коррекции речевых нарушений у детей».
Приветствовала
участников Яковлева Наталья Николаевна, зав. кафедрой специальной педагогики
СПб АППО, кандидат педагогических наук, доцент.
Затем выступала
Соболева Елизавета Владимировна, зам. Директора по психолого-педагогической,
коррекционной и методической работе ГБОУ ЦДК СПБ по теме: «Технологии
определения образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями
здоровья». Рассказывала о ЦПМПК. Задача комиссии определить образовательную
программу для детей с ОВЗ дошкольного и школьного возраста. Заключение носит
рекомендательный характер для родителей. Всё идёт к тому, что скоро будет
создаваться комиссия по комплектованию группы на логопункте. Адрес Центральной
психолого-медико-педагогической комиссии (ГБОУ Центр диагностики и консультирования), СПб, Лиговский пр., дом
46, тел. регистратуры 314-13-12, gmpmpkspb@mail.ru, www.gmpmpk.ru
Потом
выступала Погодаева Милена, ведущий специалист Таллиннского департамента
образования, председатель Таллиннской детской консультативной комиссии,
специальный педагог-логопед. Тема: «Технологии индивидуального сопровождения
ребёнка с речевой патологии в Эстонии». В Таллинне нет понятия ОВЗ, у них
называется группа детей с особенными образовательными потребностями. Нет
воспитателей - все учителя, группы выравнивания – это логопедические группы. На
ставку логопеда – 30 детей, 22 часа (общее рабочее время 35 часов),
наполняемость 6 человек.
Опорные
специалисты, работающие в муниципальных школах Таллина: спецпедагог, логопед,
психолог, социальный педагог, учитель коррекции, координатор с учащимися с
особыми образовательными потребностями. Ссылка на альбом
Харченко
Евгений Петрович, профессор Института эволюционной физиологии и биохимии им.
А.И. Герцена, доктор педагогических наук выступил по теме: «Педагогические
приёмы усиления когнитивных способностей». Речь, как и письмо, является сложным
психическим актом, невозможным без участия когнитивной системы мозга. Грамотное
оперирование речью, особенно письменной, требует наличие развитого интеллекта.
У нормальных детей смысловая связь и запоминание устанавливается после
3-5-кратного представления учебного материала. У детей с нарушением речевой
системы эта связь устанавливается с большим замедлением: после 20-25-кратного
повторения. Ссылка на альбом
Кондратьева
Светлана Юрьевна, доцент кафедры логопедии РГПУ им. А.И.Герцена, кандидат педагогических
наук выступила по теме: «Использование адаптированного метода пиктограмм для
развития коммуникации детей с аутизмом».
Для ребёнка с
аутизмом характерны: неравномерность формирования различных психических
функций, трудности при установлении эмоционального контакта с внешним миром,
стереотипность в поведении, задержка и нарушение речевого развития. Была
представлена система упражнений с пиктограммами по серии рабочих тетрадей «Я -
говорю», авторы Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина.
Работа с
пиктограммами расширяет словарный запас ребёнка, развивает когнитивную сферу,
формирует и развивает вербальную речь, развивает связную речь. Ссылка на альбом
Далее
выступила Прищепова Ирина Владимировна, доцент кафедры логопедии РГПУ им. А.И.
Герцена, кандидат педагогических наук по теме: «Характер и пути формирования
потребности в орфографических знаниях у младших школьников с ОНР». Проводилось
исследование, участвовало 90 школьников с ОНР, по 30 второклассников,
третьеклассников, четвероклассников и 90 сверстников без речевой патологии.
Выделено 5 уровней выполнения заданий, проведено сравнение средних значений.
Оценивался ответ на вопрос: Сомневаешься ли ты в написании слов во время
диктанта? И отмечалось наличие или отсутствие цели писать орфографическое
правило, умение выделять систематизировать до написания слов орфограммы.
Результаты детей экспериментальной и контрольной группы были разными. Высокий
уровень был у детей, которые больше сомневались в написании диктанта. Средний
уровень (не умели выделять орфограммы). Низкий уровень (меньше сомневались в собственном
написании).
Ссылка на альбом
Ссылка на альбом
В конце
пленарной части выступила Яковлева Наталья Николаевна по теме: «Технологии
развития связной речи у младших школьников». Проводился анализ текстов
(изложений) детей младшего школьного возраста. Недостаточность анализа текста обусловлена:
нарушением понимания общего замысла текста (60%-с дисграфией, 40-без д/г);
несформированностью коммуникативно-познавательной программы развёрнутого
высказывания, нарушения, связанные с реализацией текста. Очень важно установить
межфазовые связи (нарушены 60-70%-с д/г, 40%-без д/г). Встречались ошибки,
позволяющие констатировать нарушения смысловой целостности текста. Предлагается
проводить педагогические мастерские, что позволяет развивать у детей креативное
мышление, память, самостоятельность в принятии решений, адекватную самооценку,
терпимость друг к другу (толерантность). Ссылка на альбом
I секционное заседание
Секция «Технологии коррекции нарушений речи у учащихся школ»
Открыла секцию Мазина Вероника Дмитриевна, учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС Пушкинского района СПб, нейропсихолог. Прежде всего, хотелось бы порадоваться за нашу талантливую молодежь.
Вероника Дмитриевна познакомила аудиторию с игрой «Дубль-буква», которая помогает формировать произвольную регуляцию и развивать когнитивные процессы у младших школьников. Все мы прекрасно знаем, что именно игра является основным видом деятельности, поэтому именно через игру мы развиваем у детей естественное любопытство, формируем интерес к учебе. Цель данной игры –закрепление зрительного образа буквы (письменной). В основе игры набор карточек (55 шт), с различными вариантами написания букв (заглавных, строчных). Найти совпадение - основное правило игры. Были даны несколько вариантов работы с этими карточками. «Разберем башню» (набрать как можно больше карточек с тем или иным совпадением), «Соберем башню»(избавиться от своих карточек), «Фото-глаз»(запомнить изображение эталонной карточки, перевернув ее, назвать и сравнить со своей карточкой), «Корректор»-найти и отметить фишкой все карточки, которые смотрят направо, налево и т.д. Должна отметить , что не все сразу получалось и у нас. Вероника Дмитриевна порадовала нас всех тем, что уже в самое ближайшее время данное пособие появится в магазине «Буквоед», и сможем порадовать себя и своих детей. Будем с нетерпением ждать. Ссылка на альбом
II секционное заседание
Шпагина Н.Ф., Мячева Л.М., Николаева М.И. предлагают родителям целую систему занятий с ребенком-школьником. Она позволяет учителю-логопеду взаимодействовать с семьей по вопросам развития ребенка, предоставляет детям систему игр и упражнений, направленных на развитие связной речи в доступной и занимательной форме. Родители вместе со своими детьми смогут не только устроить семейные чтения, но и получить удовольствие от грамотно организованной совместной работы. А работа ведется на уровне текста, предложения, словосочетания и слова. В результате дети научатся отвечать на поставленные вопросы, самостоятельно пересказывать текст, строить предложения, выделять главное в тексте, составлять план высказывания, ставить слово в нужную форму, объяснять значение фразеологизма и т.п.
И все эти задачи наши коллеги предлагают решать при помощи занимательных заданий, таких как игра «Переводчик» (нужно объяснить значение слова), игра «Загадки» (отгадать слово по его лексическому значению), восстановление текста по картинкам, раскраска контурных изображений героев сказки, восстановление текста «с дырками» (вспомнить пропущенное слово в уже знакомом отрывке сказки), игра «Цепь с хвостами» (если правильно поняла, нужно соединить окончания строк сказки). Начинается работа над сказкой, конечно, с совместного чтения, прослушивания аудиозаписи, обмена впечатлениями от прочитанного. Рекомендуют наши коллеги и прослушивание отрывков из музыкальных произведений, и сообщение интересных фактов из жизни и творчества автора сказки. Ссылка на альбом
Это очень интересная и эмоциональная работа, работа живая, творческая, которая так необходима современному школьнику, привыкшему к тестам уже в начальной школе.
Очень необычным, ярким и эмоциональным показалось мне и выступление Крыловой Е.А., учителя-логопеда школы 461 Колпинского района. В программке конференции оно значилось как «Использование приемов фототерапии в работе учителя-логопеда». Нам предложили фото загадки. На прекрасно подобранных фотографиях нужно было увидеть зрительный образ буквы. Мы искали А в причудливо расположенных деревьях, О – в оградах садов и парков, в оформлении ландшафта Петергофа - прописные Е и З, в мире животных нашли Т и М, на клумбах поселились Л, М и Ж, на воротах и мостах – Ф и О, а на доме в Ленобласти – К и Х.
Елена Анатольевна очень убедительно показала, что работая над профилактикой и коррекцией оптических нарушений, учитель-логопед параллельно решает и другие коррекционные задачи. Отгадав букву, мы ее «пели» -высоко, низко, тихо, громко, протяжно, отрывисто. Мы выкладывали орнаменты из букв, шифровали буквы направлением стрелки, называли слоги, считали бабочек, собирали слова из отгаданных букв, находили место буквы в словах. Вроде бы все знакомо, но было как-то очень ново и интересно. Ссылка на альбом
I секционное заседание
Секция «Технологии коррекции нарушений речи у учащихся школ»
Открыла секцию Мазина Вероника Дмитриевна, учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС Пушкинского района СПб, нейропсихолог. Прежде всего, хотелось бы порадоваться за нашу талантливую молодежь.
Вероника Дмитриевна познакомила аудиторию с игрой «Дубль-буква», которая помогает формировать произвольную регуляцию и развивать когнитивные процессы у младших школьников. Все мы прекрасно знаем, что именно игра является основным видом деятельности, поэтому именно через игру мы развиваем у детей естественное любопытство, формируем интерес к учебе. Цель данной игры –закрепление зрительного образа буквы (письменной). В основе игры набор карточек (55 шт), с различными вариантами написания букв (заглавных, строчных). Найти совпадение - основное правило игры. Были даны несколько вариантов работы с этими карточками. «Разберем башню» (набрать как можно больше карточек с тем или иным совпадением), «Соберем башню»(избавиться от своих карточек), «Фото-глаз»(запомнить изображение эталонной карточки, перевернув ее, назвать и сравнить со своей карточкой), «Корректор»-найти и отметить фишкой все карточки, которые смотрят направо, налево и т.д. Должна отметить , что не все сразу получалось и у нас. Вероника Дмитриевна порадовала нас всех тем, что уже в самое ближайшее время данное пособие появится в магазине «Буквоед», и сможем порадовать себя и своих детей. Будем с нетерпением ждать. Ссылка на альбом
Полысалова Ирина
Исааковна,
учитель-логопед ГБОУ гимназии №209 Центрального района СПб «Павловская
гимназия», познакомила нас со здоровьесберегающими технологиями и методами
саморегуляции на логопедических занятиях с младшими школьниками. Она рассказала
о системе оздоровительных приемов в работе логопеда. Рассказала о суставной
гимнастике, самомассаже рук, лица,
головы, шеи; точечном массаже. И естественно, мы с огромным удовольствием в
этом поучаствовали. Ссылка на альбом
И
восклицательным знаком ко всему выше сказанному стал мультфильм с участием всеми уже любимыми «гнутиками». Они ожили,
заползали, заходили, и путем
длительного логопедического воздействия -заговорили, да еще как! Пересказывать
это не имеет смысла, лучше посмотреть. Спасибо большое группе аниматоров
Невского района ГБОУ СОШ №347: Прютц
Веронике Вадимовне, учителю технологии; Тихомировой Светлане Анатольевне, учителю информатики; Русиновой Юлии Анатольевне,
учителю-логопеду.
Работа
секций порадовала. Выступления были очень интересными. Действительно, отобрано
было лучшее.
Коллеги
из ГБОУ ЦПМСС Пушкинского района рассказали о партнерстве учителя-логопеда с
родителями по развитию связной речи младших школьников на материале сказки А.
С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Это выступление в общих чертах было
знакомо: мы слышали его, когда были в Пушкине на семинаре. И уже тогда
восторгались работой коллег. Шпагина Н.Ф., Мячева Л.М., Николаева М.И. предлагают родителям целую систему занятий с ребенком-школьником. Она позволяет учителю-логопеду взаимодействовать с семьей по вопросам развития ребенка, предоставляет детям систему игр и упражнений, направленных на развитие связной речи в доступной и занимательной форме. Родители вместе со своими детьми смогут не только устроить семейные чтения, но и получить удовольствие от грамотно организованной совместной работы. А работа ведется на уровне текста, предложения, словосочетания и слова. В результате дети научатся отвечать на поставленные вопросы, самостоятельно пересказывать текст, строить предложения, выделять главное в тексте, составлять план высказывания, ставить слово в нужную форму, объяснять значение фразеологизма и т.п.
И все эти задачи наши коллеги предлагают решать при помощи занимательных заданий, таких как игра «Переводчик» (нужно объяснить значение слова), игра «Загадки» (отгадать слово по его лексическому значению), восстановление текста по картинкам, раскраска контурных изображений героев сказки, восстановление текста «с дырками» (вспомнить пропущенное слово в уже знакомом отрывке сказки), игра «Цепь с хвостами» (если правильно поняла, нужно соединить окончания строк сказки). Начинается работа над сказкой, конечно, с совместного чтения, прослушивания аудиозаписи, обмена впечатлениями от прочитанного. Рекомендуют наши коллеги и прослушивание отрывков из музыкальных произведений, и сообщение интересных фактов из жизни и творчества автора сказки. Ссылка на альбом
Это очень интересная и эмоциональная работа, работа живая, творческая, которая так необходима современному школьнику, привыкшему к тестам уже в начальной школе.
Очень необычным, ярким и эмоциональным показалось мне и выступление Крыловой Е.А., учителя-логопеда школы 461 Колпинского района. В программке конференции оно значилось как «Использование приемов фототерапии в работе учителя-логопеда». Нам предложили фото загадки. На прекрасно подобранных фотографиях нужно было увидеть зрительный образ буквы. Мы искали А в причудливо расположенных деревьях, О – в оградах садов и парков, в оформлении ландшафта Петергофа - прописные Е и З, в мире животных нашли Т и М, на клумбах поселились Л, М и Ж, на воротах и мостах – Ф и О, а на доме в Ленобласти – К и Х.
Елена Анатольевна очень убедительно показала, что работая над профилактикой и коррекцией оптических нарушений, учитель-логопед параллельно решает и другие коррекционные задачи. Отгадав букву, мы ее «пели» -высоко, низко, тихо, громко, протяжно, отрывисто. Мы выкладывали орнаменты из букв, шифровали буквы направлением стрелки, называли слоги, считали бабочек, собирали слова из отгаданных букв, находили место буквы в словах. Вроде бы все знакомо, но было как-то очень ново и интересно. Ссылка на альбом
Комментариев нет:
Отправить комментарий