суббота, 31 марта 2018 г.

Впечатления от посещения ПМСц

Уважаемые коллеги!
Отчет прислала Николаева Е, В.
Семинар «Инновационные технологии в работе логопеда» 26.03.2018
26 марта все участники методического объединения школьных учителей-логопедов василеостровского района были приглашены на районный семинар в Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр психолого‑педагогической, медицинской и социальной помощи Василеостровского района Санкт‑Петербурга .
Центр был создан 25 ноября 1998 года. Учреждение оказывает бесплатные услуги детям от 3 до 18 лет, их родителям и педагогам школ и детских садов.
Центр находится в ведении администрации Василеостровского района.
Специалисты сотрудничают с дошкольными образовательными учреждениями и школами Василеостровского района, с высшими учебными заведениями города, такими как: СПбГУ, РГПУ им. А.И. Герцена, СПб АППО, Институтом специальной педагогики и психологии Международного Университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга и другими учреждениями Санкт-Петербурга.

Миссия Центра – формирование особой культуры психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка в его становлении как самостоятельной, ответственной, социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Основной целью деятельности Центра является организация и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья.
Направления деятельности Центра:
Организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения
Организация информационно-просветительской и профилактической работы: профилактика зависимого поведения, формирование здорового образа жизни среди детей и подростков, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних
Оказание помощи обучающимся в профориентации
Организация работы по социальной адаптации в соответствии с индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья
Создание системы информационно–методического обеспечения, направленной на повышение психологической компетентности участников образовательного процесса, занимающихся воспитанием и образованием детей района
Планирование и разработка развивающих и психокоррекционных, индивидуальных и групповых программ различной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса:
Кабинеты для индивидуальных психологических консультаций оборудованы в соответствии с характером проводимой работы:
Методические пособия для первичной ознакомительной консультации и диагностики, тестовые методики
Компьютеры с диагностическими программами по профориентации
Оргтехника для педагогов: компьютеры, принтеры, документ-камера
Кабинеты («АРТ-психология», «Музыкальная мастерская», «Белая гостиная. Тренинговая», Кабинет психолого-педагогической профилактики наркомании у детей и подростков, «Дошкольная игровая») для коррекционно-развивающих психологических занятий оснащены учебно-методическим оборудованием для:
реализации развивающей игровой деятельности (интерактивный пол, тематические игрушки: животные, дом, посуда, профессии и т.д.)
песочной терапии (песочницы для индивидуальных и семейных занятий с разноцветной подсветкой)
арт технологий (прозрачные мольберты, краски, глина, пластилин, цветная бумага)
музыкальной терапии (различные музыкальные инструменты)
развития мелкой моторики (специальные пособия из материалов различной фактуры)
развития познавательных процессов (интерактивные доски, компьютерные развивающие программы, развивающие методические пособия)
для формирования адаптационных навыков, социальной активности (трехступенчатый подиум, инфозона, программное обеспечение)
Кабинеты для групповых и индивидуальных занятий логопедов и дефектологов обеспечены:
наглядными логопедическими пособиями (набор "Пертра" и др.), зеркалами
компьютерами с логопедическими программами, интерактивными досками
аппаратным компьютерным комплексом “логопедический «БОС»”
Кабинеты для психоэмоциональной коррекции с помощью «БОС» оснащены аппаратными компьютерными комплексами «Биологическая обратная связь».
Зал лечебной физкультуры оборудован:
тренажерами
спортивным инвентарем
измерительной аппаратурой
Зал для психологической разгрузки "Релакс" оснащен:
релаксационными креслами
музыкальной аппаратурой
"домашним кинотеатром"
сенсорным оборудованием
Методический кабинет оснащен оборудованием для работы специалистов:
Библиотека методической, учебной и научной литературы
Полиграфический комплекс
Различная оргтехника
Конференц-зал оборудован комплексом для видеоконференцсвязи
Все кабинеты Центра могут быть использованы специалистами для работы с детьми с ОВЗ
В Центре установлено следующее оборудование:
Кнопки вызова помощи, пиктограммы «Кнопка вызова помощи»
Тактильные пиктограммы "Выход из помещения"
Разметочная лента для ступеней
Тактильные предупредительные наклейки на поручни
Таблички, исполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля (наименование кабинета, специалиста, номер кабинета и т.д.)
Тактильная плитка уличная
Информационно-тактильные знаки (информационное табло), рельефные, дублирование шрифтом Брайля
Схема помещений, мнемосхема настенная, тактильная.
Световой маяк для контрастного выделения дверного проема.
Крючки для костылей
Поручни напольные для раковины, для унитаза
Пандусы для заезда
После экскурсии по Центру, нас пригласили на пленарную часть, где поприветствовала Окунева С. В., директор ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района СПб.
Затем Баскакова – Перминова Л.Ю.,педагог психолог выступила с докладом на тему: «Предупреждение возникновения зависимости от ПК у детей с речевой паталогией»
Дети с речевой паталогией оказываются в зоне риска возникновения зависимости от ПК, вследствии нарушения коммуникативных навыков. Важно взрослым своевременно выявить зависимое поведение и помочь ребенку научится поиску только полезной информации, знаний, регламентировать время, проведенное за ПК, предоставлять альтернативу запрету, развивать навыки общения, помогать найти реальных друзей, укреплять адекватную самооценку ребенку поддерживать близкие, доверительные отношения в семье, помочь ребенку с поиском новых интересов и путей самореализации.
Затем Кручинина О.В. м.н.с.лаборатории Нейрофизиологии ребенка. ФГБУН Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН представила доклад на тему: « Связь легких моторных дисфункций с нарушениями письменной речи»
Процесс написания – это не просто движения пальцами кисти рук. Это целый механизм, в котором одновременно задействовано несколько систем. В работе участвуют высшие центры регуляции, периферическая нервная система и связочно-мышечный аппарат. При этом возбуждение в центральной нервной системе (ЦНС) передается через проводящую систему к двигательному аппарату, после чего графически воспроизводится информация. От точной работы каждого компонента зависит качество письмаю Письменная речь – это результат сложной сочетанной работы большого количества подкорковых структур и коры головного мозга. При недоразвитии или повреждении даже некоторых элементов системы наблюдаются многочисленные нарушения. Но благодаря пластичности ВНД и правильной своевременной коррекционной работе отмечается положительная динамика.
Далее Григорьева Т. В. Выступила с докладом «Использование ПК в логопедической коррекции»
Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых, обратить его в полезное русло. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а также в формировании речевого и общего психического развития дошкольников. Следовательно, компьютерные программы вполне можно использовать в деятельности логопеда для повышения эффективности коррекционного процесса. Осознанное отношение ребенка к своему речевому дефекту, а, следовательно, и желание его исправить, т.е. мотивация – одна из центральных задач в логопедической работе. Часто одного опыта владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для успешного логопедического воздействия. Ребенок часто не хочет заниматься, ему просто надоедает ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука. В этом случае одним из средств оптимизации процесса коррекции могут служить компьютерные программно-методические средства.
Компьютер помогает:
При обследовании речи детей;
Для развития фонематического слуха;
Развития слоговой структуры слова;
Развития грамматического строя речи;
Обогащения словарного запаса;
Развития связной речи;
Для автоматизации поставленных звуков;
Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта и речи, но и для развития мелкой моторики. В любых играх самых простых и сложных детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук.
Используя в своей деятельности информационно-коммуникативные технологии с целью повышения эффективности процесса коррекционно-логопедического воздействия, логопед при этом решает следующие задачи:
- повышение мотивации детей к логопедическим занятиям;
- формирование сотрудничества и новых форм общения между ребенком и логопедом;
- адекватная (осознанная) оценка ребенком своих действий во время занятий с компьютерной программой;
- положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе занятий, как залог успеха.
Специально разработанные компьютерные программы, которые может в своей работе использовать логопед, несут обучающий и развивающий характер.
После пленарной части, нам было предложено посетить практикумы с демонстрацией использования различных тренажеров.
«Использование логотренажера «Дельфа – 142»» Александрова Т. Б. учитель – логопед
Цель работы: использование информационных компьютерных технологий (логопедического тренажёра) для оптимизации и  повышения эффективности коррекционных занятий в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Логопедический тренажер «Дельфа - М 142.1»,  представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон речи. Это средство может помочь как специалисту, так и педагогу решить самые разнообразные проблемы по коррекции речи. Тренажер позволяет внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, неоднократно дублировать одно и то же упражнение, использовать различный наглядный материал: картины, слоги, буквы, голосовые фрагменты речи, музыкальное сопровождение и т.д. Существует возможность выбора различных уровней сложности, в зависимости от способностей ребенка. Кроме того, можно одновременно с коррекцией речи, осуществлять работу над развитием памяти, внимания, восприятия воспитанников.
Таким образом, логопедический тренажер «Дэльфа – М» поможет решить следующие коррекционные (логопедические) задачи:
Осуществлять коррекцию звукопроизношения, речевого дыхания и голоса
Развивать фонематическое восприятие
Формировать предпосылки обучения грамоте
Обучать  навыку чтения
Осуществлять коррекцию лексико-грамматической стороны речи
Формировать связное высказывание
Осуществлять коррекцию ВПФ
«Использование логотренажера «Карусель»» Иваха И.В., Шахпазова М. В., Февралева Т.А., учителя логопеды
Во время подготовки к школе ребенок знакомится с азами чтения и математики, совершенствует речь, готовится к письму.
На этом этапе важна слаженная работа всех специалистов. Тогда у ребенка будет прочный фундамент для обучения в школе: развитая память и логическое мышление, умение переключать внимание, широкий кругозор и словарный запас.
На логотренажере 12 игр для подготовки детей к школе. Универсальный набор пригодится воспитателям, логопедам и психологам для занятий с детьми от 5 лет.
Логопед проработает звуковой анализ слов, фонематический слух и связную речь. Психолог покажет в играх многообразие жизненных ролей человека, разовьет мышление. Воспитатель познакомит с понятием «больше-меньше», потренирует мелкую моторику, разовьет творческое мышление, расширит словарный запас и знания об окружающем мире. Научит определять время по часам и познакомит с рифмами, антонимами и днями недели.
Диск подходит для групповых и индивидуальных занятий. Он будет полезен всем специалистам и ребенку в первую очередь!
В каждой игре герои объясняют задания ребенку, а для специалистов добавлены подробные описания и рекомендации.
Игры создавала команда специалистов: педагогов, логопедов, психологов и других. Авторы позаботились о том, чтобы ребенок слышал грамотную и четкую речь — игровых персонажей озвучили известные актеры.

«Применение балансиров – БОСу на логопедическом занятии»
Александрова Г. А.. учитель – логопед, Мочалова М. А. учитель – дефектолог
Мозжечковая стимуляция является отличным решением проблем с обучением детей. Она повышает интеллектуальные и психические способности, становясь хорошим методом помощи для детей, имеющих проблемы с обучением.
Однако намного шире этот метод используется и для коррекционных занятий при наличии вполне конкретных проблем. Так, мозжечковое стимулирование показано при следующих состояниях:
ЗРР разной степени тяжести.
Проблема дисграфии или дислексии.
ЗПР и ЗПРР.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Аутизм и другие состояния аутического спектра.
Алалия.
Заикание
Отставания в развитии моторики и координации.
Несовершенство работы вестибулярного аппарата.
Поведенческие нарушения.
Несобранность, повышенная отвлекаемость.
Нарушения осанки.
Проблемы с обучаемостью.
Результаты занятий на балансировочной доске :
улучшается моторно-зрительная координация;
двигательные и интеллектуальные способности ребенка;
улучшается концентрация внимания;
развитие пространственного воображения;
повышение уровня интеллекта.
Занятия на балансирующей доске позволяют ускорить решение коррекционных задач в логопедии и психологии
«Использование стабилотренажера «ST - 150»» Мартынчик Е. И., учитель – логопед, Янченко М. О., Макаренко А. Е педагоги – психологи
У пациентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, незрелостью функций головного мозга и другими неврологическими заболеваниями обычно формируются патологически неверные движения. Тем самым, пациенты  интуитивно стремятся снизить болевые ощущения или компенсируют слабую работу «дремлющих мышц», неразвитых структур мозга.
Стабилоплатформа считывает силу давления тела по всей площади и позволяет обнаружить данные проблемы на ранней стадии и успешно устранять их.
Стабилоплатформа с биологической обратной связью незаменима при реабилитации постинсультных состояний, при лечении различных параличей и восстановлении утраченных двигательных навыков, нарушенного равновесия и чувства координации. С помощью увлекательных игр стало возможным проводить занятия у детей с 3 летнего возраста, что позволило развивать глубинные структуры головного мозга.
Стабилотренажёр с помощью визуальных картинок и аудиосигналов, выведенных на монитор, подсказывает пациенту, как скорректировать свои действия и тем самым тренирует правильные функции организма.
КАК РАБОТАЕТ СТАБИЛОТРЕНАЖЕР СТ-150?
Напольная платформа регистрирует перемещения давления тела, стоящего на ней человека, и через соединительный кабель передает сигнал в подключенный компьютер. Специальная компьютерная программа анализирует сигнал и может преобразовывать его в команды, управляющие виртуальным объектом (меткой, персонажем видеоигры, курсором, др.). Индивидуальные варианты стабилометрического оборудования позволяют использовать биологическую обратную связь в компьютерной игре-тренинге. В качестве управляющего элемента здесь используется изменение положения центра тяжести играющего.
В процессе работы на аппарате БОС-СП (стабилоплатформа) решаются обычно недостижимые проблемы коррекции работы срединно-стволовых структур:
-мозжечковые нарушения (равновесие, устойчивость, координация);
-нарушения координации;
-пространственный дефицит (трудности различения право-лево, вперед-назад);
-стато-динамические трудности (нарушения нейродинамики);
-эмоциональные нарушения (неустойчивость эмоционально-волевой сферы, неусидчивость);
-астенический синдром (истощаемость нервной системы);
-пирамидная недостаточность (нет опоры на всю стопу, недостаточная телесная интеграция);
-несформированность карты тела у детей;
-нарушения сенсорного спектра (речевые нарушения, аутизм, СДВГ);
-пространственные нарушения (чувство ритма) с помощью интерактивного метронома;
-слуховое восприятие и различение речевых и неречевых игр на слух с помощью специальных игр;
-развитие фонетического слуха (выделение звука в слове, обобщение и классификация)
-логика и внимание.
Особо хочется отметить высокий профессионализм, индивидуальный подход и доброжелательность коллег из ГБУ ДО ЦППМСП. Поблагодарить за приглашение на семинар и пожелать дальнейшей успешной слаженной работы!


Комментариев нет:

Отправить комментарий