Отзыв об открытом занятии по коррекции аграмматической дисграфии.
Урок проводила учитель–логопед высшей
квалификационной категории Рыжакова Н. А. Урок проходил на базе ГБОУ СОШ № 332 Невского
района.
Тема урока: «Родственные слова»
(3 класс)
Лексическая тема: Экосистема лес (в год экологии в России)
Концепция: от понятия «корень» — к «родственным словам», далее к различению формы слова, однокоренного слова и формы слова, затем составление «гнёзд» родственных слов, руководствуясь пятью правилами, и проверка безударной гласной в итоге.
Концепция: от понятия «корень» — к «родственным словам», далее к различению формы слова, однокоренного слова и формы слова, затем составление «гнёзд» родственных слов, руководствуясь пятью правилами, и проверка безударной гласной в итоге.
Ход
урока.
Организационный
момент
Ученики встали у своих мест, поприветствовали учителя и гостей.
Ученики встали у своих мест, поприветствовали учителя и гостей.
Шифровка.
Детям предлагалось на листочках зашифровать называемые логопедом слова в виде
чисел по количеству букв в корне слова.
Слова:
Родина, земля,..
Что
искали в словах? Какой темой объединены эти слова?
Тема занятия: Корень слова. Природа.
Основная часть
Задание:
найти среди называемых слов лишнее (неродственное).
Речевой
материал:
лиса,
лесок, лисица
дождаться,
дождевик, дождь
лучок,
лучистый, лучик
речка,
речь, река
подоконник,
конница, конюшня
роса,
росистый, рослый… и т.д.
Гнездо
родственных слов.
Повторение
понятий: родственные слова, гнездо родственных слов.
Динамическая пауза
Проходила
в виде игры с гнездом родственных слов.
Логопед
называет слова, задача детей выполнять следующие движения:
- если
слово родственное, изображать объятия (свой родной),
- если
слово неродственное, махать ему рукой (пока-пока),
- если
слышат форму первого слова, ставить руки на пояс (в виде буквы Ф).
Речевой
материал:
РЫБА:
рыбешка, рыболов, рябой, рабык.
ТРАВА:
травинка, травушка, отрава.
ПОЛЕ:
полевой, полюшко, поля и т.д.
Загадки
о деревьях.
На экране: в белых, по опушке, подружки, разбежались, платьицах
- Что вы видите на слайде? Здесь зашифрована загадка. Чтобы ее отгадать, вам надо поставить слова в правильной последовательности.
Ответ: Разбежались по опушке в белых платьицах подружки. (березы)
- Вы знаете, зачем черные точки на белой коре березы? (логопед читает краткую справку по данному вопросу).
На экране: в белых, по опушке, подружки, разбежались, платьицах
- Что вы видите на слайде? Здесь зашифрована загадка. Чтобы ее отгадать, вам надо поставить слова в правильной последовательности.
Ответ: Разбежались по опушке в белых платьицах подружки. (березы)
- Вы знаете, зачем черные точки на белой коре березы? (логопед читает краткую справку по данному вопросу).
Загадка
об ольхе.
Загадка об осине. Что за дерево стоит — ветра нет, а лист дрожит?
Загадка о дубе.
Загадка об осине. Что за дерево стоит — ветра нет, а лист дрожит?
Загадка о дубе.
Загадка
о ели.
Загадка про землянику. Образовано от слова «земля».
Загадка про землянику. Образовано от слова «земля».
Самостоятельное составление однокоренных слов.
Логопед
раздает детям файлы, внутри: на листе А4 контурное изображений деревьев, о
которых говорилось ранее, и вырезанные цветные листочки, повторяющие форму
настоящих.
Задача: написать
на листочках родственные слова, т.е. свить гнездо родственных слов.
На
выполнение дается 5 минут (логопед использует песочные часы).
Подсказка на экране. Подбирайте однокоренные слова по следующему плану: Сплошные заросли...
Лист с дерева...
Маленькое деревце...
Гриб...
Другие слова…
Подсказка на экране. Подбирайте однокоренные слова по следующему плану: Сплошные заросли...
Лист с дерева...
Маленькое деревце...
Гриб...
Другие слова…
Далее на слайде даются ответы, например:
Береза —
березник, березняк, березовый, березка, березонька, подберезовик. Дуб — дубняк,
дубовый, дубок, дубочек, поддубовик.
Ольха —
ольховник, ольховый, подольшАнник.
Ель —
елОвик, ёлочка, ...
Повторение правил объединения слов в гнезда однокоренных слов:
Повторение правил объединения слов в гнезда однокоренных слов:
·
Образуются при помощи приставок и суффиксов
·
Разные части речи
·
Чередования, беглые гласные (ольх/ольш, мл/м, земел/земл)
·
У однокоренных слов разные основы, у форм слова – одна.
Березка,
дуб, ольха, осина, земля,
Земляной (орех) — земной (шар)
Повторение правил поведения в лесу.
Повторение правил поведения в лесу.
Письменная работа.
Текст про кормление животных — вставить пропущенные слова с корнем -корм-.
Итог занятия
1.Мы научились собирать гнезда родственных слов. Зачем вообще нам это было нужно, тема родственных слов? (чтобы уметь проверять безударную гласную в корне).
2. Игра «Подбери родственное слово» (нужно подобрать слова таким образом, чтобы они являлись проверочными к данному слову).
Долина — дол (пространство вдоль реки)
Лесной — лес
Мосты — мостик
Пчела — пчелка
3. Рефлексия. С помощью магнита прикрепите к дереву листочки. Если все было понятно — зеленый, если что-то было непонятно — желтый, если много непонятного — красный.
ОТЗЫВ
Просмотренное занятие оставило приятное впечатление у всех присутствующих на нем.
Урок понравился своей насыщенностью, различными видами деятельности (дети двигались, работали с раздаточным материалом, писали, приклеивали листочки к дереву). Логопедом в полной мере реализуются принципы комплексности и системного подхода.
1.Мы научились собирать гнезда родственных слов. Зачем вообще нам это было нужно, тема родственных слов? (чтобы уметь проверять безударную гласную в корне).
2. Игра «Подбери родственное слово» (нужно подобрать слова таким образом, чтобы они являлись проверочными к данному слову).
Долина — дол (пространство вдоль реки)
Лесной — лес
Мосты — мостик
Пчела — пчелка
3. Рефлексия. С помощью магнита прикрепите к дереву листочки. Если все было понятно — зеленый, если что-то было непонятно — желтый, если много непонятного — красный.
ОТЗЫВ
Просмотренное занятие оставило приятное впечатление у всех присутствующих на нем.
Урок понравился своей насыщенностью, различными видами деятельности (дети двигались, работали с раздаточным материалом, писали, приклеивали листочки к дереву). Логопедом в полной мере реализуются принципы комплексности и системного подхода.
Задачи соответствуют поставленной цели, содержанию занятия, коррекционно-развивающие,
образовательные и воспитательные задачи связаны между собой.
Структура занятия построена в соответствии с типом урока, соответствует
цели и задачам, а также общепедагогическими и специальными коррекционными
требованиями. Этапы урока логически связаны между собой, последовательны. Время
занятия целесообразно распределено между этапами урока. Наглядный и лексический
материал подобран в соответствии с обозначенной темой и поставленными целями.
При отборе материала учитывался ведущий вид нарушения, психологические
особенности детей, их возраст. В процессе занятия были использованы различные
методы логопедического воздействия. В результате чего были созданы предпосылки
для успешного проведения работы с детьми.
В процессе урока менялись различные виды деятельности, что снижало
утомляемость учащихся, поддерживало интерес к уроку. Динамическая пауза
проведена своевременно, подобрана с учетом лексической темы, содержала вопросы
на отработку пройденного материала.
Инструкции логопеда были четкими и понятными для учеников.
В ходе урока учащиеся были заинтересованы, выполняли задания. Проверка
письменных работ показала хорошее усвоение пройденного материала.
В процессе занятия был успешно реализован дифференцированный и
индивидуальный подход.
Урок проходил с учетом принципа доступности, научности и сознательности.
Логопедом при работе с детьми учитывалась зона ближайшего развития детей.
Использовались словесные и наглядные методы, а также практические. На
протяжении всего урока поддерживалась дисциплина детей.
Урок сопровождался красочной анимированной презентацией со звуковым
сопровождением, что демонстрирует компьютерную грамотность педагога. Здесь особенно хочется отметить наличие в
кабинете двух мониторов компьютера и умение учителя пользоваться ими в режиме
просмотра презентации.
Тема природы очень актуальна, так как важно прививать детям с детства
бережное отношение к природе, включая в учебный процесс.
В целом занятие прошло успешно и может быть рекомендовано к тиражированию
опыта.
Спасибо Надежде Александровне за приглашение, демонстрацию интересного урока
и расширение словарного запаса гостей!
Отчет подготовили Горбунова А.А., Шубина М.К., Лямкина Н.С.
Дорогая Настя! Спасибо тебе и девочкам огромное за вашу отзывчивость и желание делиться увиденным! Спасибо тебе за помощь, ты меня здорово выручаешь! Ты-настоящий друг! Удачи тебе во всем!
ОтветитьУдалить