Наткнулась на
доклад вице-президента Российской академии образования Давида Фельдштейна,
представленный в июле этого года на заседании Правления Российского книжного
союза: "Характер и степень
изменений современного детства и проблемы организации образования на
исторически новом уровне развития общества". Мне было любопытно
узнать, что изменения, которые я наблюдаю в детях, заметил и такой известный
психолог, как Д.Фельдштейн. Никаких конкретных предложений в докладе не
прозвучало, но почитайте, есть интересные результаты исследований и обозначены
многие проблемы современного Детства. Предлагаю обсудить этот доклад, пока в блоге.
Проблема Детства, всегда обострявшаяся в
напряженной ситуации развития Общества, особую сложность приобретает в
современных условиях. Определение состояния Детства как основания
воспроизводства и носителя будущего общества имеет особый смысл, порождая множество
вопросов.
• Что представляет собой современное Детство?
• Какие факторы обусловливают его реальное состояние?
• Каковы возможности, стратегия конструктивных действий?
Необходимо понимание Детства не как совокупности разновозрастного множества детей, а как особого целостно представленного социального явления воспроизводства общества. Проведенный учеными Российской академии образования анализ показывает достаточно серьезные разноплановые, разнохарактерные, разноуровневые изменения, происходящие в Детстве – и положительные, и отрицательные. Ребенок стал не хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал другим.
Во-первых, в минимально короткий пятилетний период, с 2008 года начиная, резко снизилось когнитивное развитие детей дошкольного возраста.
• Что представляет собой современное Детство?
• Какие факторы обусловливают его реальное состояние?
• Каковы возможности, стратегия конструктивных действий?
Необходимо понимание Детства не как совокупности разновозрастного множества детей, а как особого целостно представленного социального явления воспроизводства общества. Проведенный учеными Российской академии образования анализ показывает достаточно серьезные разноплановые, разнохарактерные, разноуровневые изменения, происходящие в Детстве – и положительные, и отрицательные. Ребенок стал не хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал другим.
Во-первых, в минимально короткий пятилетний период, с 2008 года начиная, резко снизилось когнитивное развитие детей дошкольного возраста.
Во-вторых, снизилась
энергичность детей, их желание активно действовать. При этом возрос
эмоциональный дискомфорт.
В-третьих, отмечается сужение
уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию
мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.
В-четвертых, обследование
познавательной сферы старших дошкольников выявило крайне низкие показатели в
тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования
в плане образов. Четко фиксируется неразвитость внутреннего плана действия и
сниженный уровень детской любознательности и воображения.
В-пятых, обращает на себя
внимание неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие
графических навыков. Дефицит произвольности - как в умственной, так и в
двигательной сфере дошкольника является одним из наиболее тревожных, достоверно
установленных фактов.
В-шестых, отмечается
недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста,
их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать
простейшие конфликты.
В-седьмых, как показывают
полученные за 15 лет данные (с 1997 г. по 2012 г.) существенно (почти в 2 раза)
увеличилось число детей 6, 7, 8, 9, 10 лет с нарушениями речевого развития (от
40 до 60% варьируясь в разных регионах). Все у большего числа детей отмечаются
серьезные проблемы с умением читать, понимать текст.
В-восьмых, серьезную тревогу
вызывает нежелание значительной части сегодняшних школьников учиться.
В-девятых, активизация на
подростковом этапе онтогенеза процесса общения и возросшая потребность
предъявить себя миру блокируются отсутствием соответствующих структур,
адекватных потребностям и возможностям растущего человека.
В-десятых, неблагоприятной
тенденцией выступает обеднение и ограничение живого, тактильного общения детей,
в том числе и детей подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений
одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности. Если в
начале 90-х годов многие подростки отличались чувством одиночества, но при этом
их тревожность стояла на 4-5 местах по силе проявления, то в 2012 году
тревожность у 12-15-летних вышла на 2-е место.
В-одиннадцатых, все больше
становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии
аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия
опоры в близком окружении и потому беспомощности.
В-двенадцатых, у детей
подросткового возраста происходят регрессивные изменения в мозговом обеспечении
познавательной деятельности, а обусловленная гормональным процессом повышенная
активность подкорковых структур приводит к ухудшению механизмов произвольного
регулирования.
В-тринадцатых, наблюдения в
динамике за физическим развитием детей выявили тенденцию к прогрессивному
снижению темпов их продольного роста, нарастанию астенизации телосложения,
отставанию в приросте мышечной силы.
В-четырнадцатых, в популяции
современных растущих людей большую группу составляют дети, для которых
характерно неблагоприятное, проблемное течение психического развития в
онтогенезе.
Значительные подвижки произошли в процессе индивидуализации и социализации детей, особенно четко проявляясь в подростковом возрасте. С 2007 г. начиная, на первый план у подростков выдвигаются волевые и соматические ценностные ориентации. Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентаций. Подростки, предъявляющие уже свой взгляд на мир, свой голос, позиционируют себя по отношению к миру детей и миру взрослых, создавая разнообразные неформальные объединения, удовлетворяющие их потребность в самовыражении, эпатаже, вызове и демонстрации своих отношений к миру.
Значительные подвижки произошли в процессе индивидуализации и социализации детей, особенно четко проявляясь в подростковом возрасте. С 2007 г. начиная, на первый план у подростков выдвигаются волевые и соматические ценностные ориентации. Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентаций. Подростки, предъявляющие уже свой взгляд на мир, свой голос, позиционируют себя по отношению к миру детей и миру взрослых, создавая разнообразные неформальные объединения, удовлетворяющие их потребность в самовыражении, эпатаже, вызове и демонстрации своих отношений к миру.
Факторы влияния
В ряду факторов, определяющих
кардинальные изменения детей, выступает, во-первых, маркетизация, этика
рынка, усиливающая ориентацию детей на потребление, а также адопция, отрывающая
ребенка от культурных традиций общества.
Во-вторых, маргинализация, рост
девиаций. Детям ставят диагнозы, которые ранее ставили взрослым, при
использовании антидепрессантов для агрессивных детей. Умеют сегодня сострадать
другим детям мальчики лишь в возрасте до 8 лет, девочки до 9-10 лет. А
сорадоваться могут мальчики примерно до 7 лет, девочки же практически не умеют
этого делать. В самом Детстве рухнули многие образующие его структуры,
изменились отношения между детьми, в том числе заметно усложнились
«горизонтальные связи».
Следует отметить, что изменения современного ребенка связаны не только с социокультурными процессами, преобразовавшими общество, но и с интенсивным эволюционным саморазвитием современного человека. Все увеличивающуюся составляет категория одаренных детей. Нынешние дети позднее проходят через два ростовых скачка или два кризисных периода развития.
Первый скачок, называемый подростковым спуртом, в наши дни, судя по имеющимся данным, приходится не на старший дошкольный возраст - шесть - шесть с половиной лет, как тридцать лет назад, а на семь - восемь лет.
Следует отметить, что изменения современного ребенка связаны не только с социокультурными процессами, преобразовавшими общество, но и с интенсивным эволюционным саморазвитием современного человека. Все увеличивающуюся составляет категория одаренных детей. Нынешние дети позднее проходят через два ростовых скачка или два кризисных периода развития.
Первый скачок, называемый подростковым спуртом, в наши дни, судя по имеющимся данным, приходится не на старший дошкольный возраст - шесть - шесть с половиной лет, как тридцать лет назад, а на семь - восемь лет.
Второй скачок, называемый пубертатным
спуртом, связанный с процессом полового созревания, также отодвинулся с
пятого-шестого на восьмой-девятый класс для девочек и девятый-десятый для
мальчиков.
Наличествует неблагоприятный прогноз дальнейших изменений в сфере общего психического развития и формирования личности растущего человека.
Наличествует неблагоприятный прогноз дальнейших изменений в сфере общего психического развития и формирования личности растущего человека.
Во-первых, низкий уровень
развития родительской мотивации. Сегодня дети, в том числе и подросткового
возраста, которым свойственна ориентация на взрослость, не хотят взрослеть.
Во-вторых, сегодня взрослые
люди стали безразличны к чужим детям.
В-третьих, главное, налицо
потеря ответственности взрослого общества за детей, потеря общественного
контроля и причастности Взрослого Мира к Детству. Все это происходит на фоне
деградации воспитательного компонента в образовании.
Важнейшим активно психологически воздействующим фактором развития Детства является изменение жизненного пространства, в которое сегодня вступает ребенок, начиная с младенческого возраста. Сегодня Интернет объективно во всё большей степени «охватывает», прежде всего, растущих людей. 93% (!) подростков постоянно не просто пользуются, но, по сути, живут посредством Интернета.
Важнейшим активно психологически воздействующим фактором развития Детства является изменение жизненного пространства, в которое сегодня вступает ребенок, начиная с младенческого возраста. Сегодня Интернет объективно во всё большей степени «охватывает», прежде всего, растущих людей. 93% (!) подростков постоянно не просто пользуются, но, по сути, живут посредством Интернета.
Последствия введения новых систем
информации создают огромные проблемы разного уровня и плана, воздействуя на
рост - развитие человека. Современная электронно-коммуникационная система
отличается способностью конструировать реальную виртуальность, достоверно
имитируя действительность на экранах видеотехники. Возникшая экранная
зависимость при отсутствии дифференцированного отношения приводит к
неспособности ребенка концентрироваться на каком- либо занятии,
гиперактивности, повышенной рассеянности. Дети «схватывают» лишь отдельные
фрагменты многообразной разорванной информации, что прессингует на процесс их
мышления, формируя, в частности, так называемое «клиповое» мышление.
«Опасность, - как пишет Сидни Дж. Харрис, - не в том, что компьютер однажды начнет мыслить как человек, а в том, что человек однажды начнет мыслить как компьютер».
Риски не просто ухода детей из реального мира в виртуальный, но риски подвергнуться в том же Интернете травле, агрессии, издевательству («кибербуллингу», «троллингу»). Риски, связанные с заполненностью Интернета массой сайтов, пропагандирующих анорексию, наркотики, экстремизм, национализм, призывающих детей нее только к ненависти к другим, но и агитирующих за причинение боли и вреда самим себе.
«Опасность, - как пишет Сидни Дж. Харрис, - не в том, что компьютер однажды начнет мыслить как человек, а в том, что человек однажды начнет мыслить как компьютер».
Риски не просто ухода детей из реального мира в виртуальный, но риски подвергнуться в том же Интернете травле, агрессии, издевательству («кибербуллингу», «троллингу»). Риски, связанные с заполненностью Интернета массой сайтов, пропагандирующих анорексию, наркотики, экстремизм, национализм, призывающих детей нее только к ненависти к другим, но и агитирующих за причинение боли и вреда самим себе.
Требования к новой
системе образования
Важным фактором, требующим учета и
изучения, выступает сама переходность современной эпохи, которая ставит всех
нас в чрезвычайно сложную ситуацию из-за отсутствия общенациональной идеи.
Необходимо вырабатывать соответствующие концептуально-теоретические схемы
нового содержания образования, и новые методы, формы, средства побуждения детей
к действенному добыванию знаний. Это требует серьезной модернизации исторически
изжившей себя системы образования - пересмотра всех её составных частей -
целей, принципов, содержания, технологий, критериев оценки качества и
эффективности, направленных на творческую самореализацию растущего человека,
формирование его как личности, адаптированной к постоянным изменениям в
развитии общества.
Образование, хорошо работавшее в прежние
времена, не способно далее в должной мере готовить человека творческого.
Реально выросла опасность, о которой предупреждали еще великие русские
философы, начиная с Владимира Соловьева, опасность вырождения человечества в
«зверочеловечество», обусловленная тем, что рост материальных потребностей
опережает рост потребностей духовных.
«В сущности, почти чудо, - говорил полвека назад Альберт Эйнштейн, - что нынешние методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность человека».
Сегодня общие и специальные знания и навыки, приобретаемые детьми, должны не только обеспечивать соответствующий современному историческому состоянию уровень их развития, готовность к продуктивной деятельности, но и укреплять способности растущих людей к своему самосовершенствованию. В проводимом сегодня поиске главным становится определение условий, обеспечивающих выход общества, его растущих членов на исторически другой уровень развития.
Ориентация на развитие Человека, способного активно действовать в XXI веке, объективно требует введения новых структурно-содержательных компонентов в процесс образования, изменения системы отношений внутри образовательного пространства.
Решение всего комплекса чрезвычайно сложных, но архиважных задач предполагает, во-первых, выявление, раскрытие особенностей и границ той среды, в которой реально функционирует сегодня Детство.
«В сущности, почти чудо, - говорил полвека назад Альберт Эйнштейн, - что нынешние методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность человека».
Сегодня общие и специальные знания и навыки, приобретаемые детьми, должны не только обеспечивать соответствующий современному историческому состоянию уровень их развития, готовность к продуктивной деятельности, но и укреплять способности растущих людей к своему самосовершенствованию. В проводимом сегодня поиске главным становится определение условий, обеспечивающих выход общества, его растущих членов на исторически другой уровень развития.
Ориентация на развитие Человека, способного активно действовать в XXI веке, объективно требует введения новых структурно-содержательных компонентов в процесс образования, изменения системы отношений внутри образовательного пространства.
Решение всего комплекса чрезвычайно сложных, но архиважных задач предполагает, во-первых, выявление, раскрытие особенностей и границ той среды, в которой реально функционирует сегодня Детство.
Во-вторых, разработки и
осуществления программы сплошного анализа состояния самого Детства, по всей
вертикали его развития (на разных периодах, этапах), с целью определения
характера и степени изменений, выявляя и прослеживая намечающиеся тенденции.
В-третьих, определения
особенностей современного детского социума, при поиске новых форм организации
дошкольного и школьного Детства в их горизонтальных и вертикальных связях.
В-четвертых, разработки новых
принципов организации процесса образования, при сочетании коллективных и
индивидуальных форм его структурирования.
В-пятых, поиска технологий и
механизмов, способов построения образовательного процесса, включая
использование разновозрастных возможностей детей.
В-шестых, построения стратегии
подготовки учителей, воспитателей и других специалистов - детоводителей.
В-седьмых, наряду с широкими
исследованиями возможностей и механизмов использования Интернета, развертывания
специальной работы по выявлению его действия, воздействия на психическое
развитие детей.
В-восьмых, исходя из
объективной воспитательной роли книги как мощного средства, несущего важнейшую
информационную нагрузку, проведение глубокого психологического,
психофизиологического, дидактического анализа, направленного на поиск новых
схем, методов построения книги. Особенно книги учебной, с учетом глобальных
изменений в восприятии, мышлении современного ребенка.
В-девятых, проведения
сравнительных исследований особенностей получения визуальной (Интернет, TV) и
книжной информации, определения возможностей их взаимодействия.
В-десятых, рассмотрения специфики современной информационной базы во всей сложности
ее организации.
Решение вышеназванных и десятков других, не названных за неимением времени, задач предполагает совместные усилия не только государственных, научных, но и общественных структур.
Решение вышеназванных и десятков других, не названных за неимением времени, задач предполагает совместные усилия не только государственных, научных, но и общественных структур.
Все,что написано про дошкольников, наблюдаю каждый день. Понравился начальный постулат: ребенок не лучше, не хуже, а он другой. Однако ни одного положительного изменения автор не привел. А вот с чем я категорически не согласна, так это с мнением что наша классическая система образования себя изжила. По-моему, все наши проблемы во многом связана с тем, что оглядываясь на Запад, мы утратили свои традиции классического образования.
ОтветитьУдалитьТеперь очевидно, что наша система образования одна из лучших в мире. Но, знаешь,сильно изменилось мироощущение детей, сместились общечеловеческие ценности, что привело к тому, что очень сложно стало держать внимание детей. Сейчас появились ребята, которым никто не авторитет, классика на них не работает. Я сама в тупике, образование катится в там-тарары! Серьезно обсуждается вопрос, надо ли задавать старшеклассникам домашнее задание! Не знаю, не понимаю, что делать!
Удалить